От Rerum Novarum до ИИ Знаки и символы Льва XIV
Вечером 10 мая Папа Лев XIV посетил богородичное святилище Матери Доброго совета в городке Дженаццано, находящегося недалеко от Рима. Тем самым в очередной раз Римский Папа продемонстрировал, насколько для него важен внутренний мир и деяния Папы Льва XIII, в честь которого он взял себе имя Лев XIV. Ведь непосредственно Лев XIII возвел храм в Дженаццано.
С учетом того, что взятие Папами себе имени является символичным ракурсом, в преломлении к фигуре нового главы Римско-католической церкви немало лиц посчитали его идейным (идеологическим) продолжателем дел Папы Льва XIII, издавшего знаменитую энциклику 1891 г. Rerum Novarum («О положении трудящихся»), которая, как принято считать, «заложила начало современному социальному учению церкви». В связи с чем отмечается, что нынешний глава мировых католиков, по всей видимости, свое предназначение видит в реализации социальной доктрины (посредством церкви и государства) в решении «проблем неравенства, конфликтов и экологического кризиса».
В целях более детального понимания предстоящих шагов Папы Льва XIV (или, как минимум, его намерений) нам представилось целесообразным взглянуть на отдельные положения энциклики Rerum Novarum. В ней, прежде всего, констатировалось, что в условиях усиления в мире революционных идей, вызванных ростом промышленности, меняются «отношения между рабочими и хозяевами». Одним из основных проявлений чего проявляется факт наличия «огромного состояния отдельных лиц» параллельно с «бедностью народных масс». Унисонно чему происходит «общий упадок нравственности», и в свете этого «незначительное число самых богатых людей получили возможность наложить на массу бедняков иго, немногим лучшее самого рабства», поэтому «должно быть найдено какое-либо средство против тех зол и несчастий, которые гнетут в настоящее время огромное большинство самого бедного люда».
При этом, однако, энциклика не поддержала социалистические призывы к уничтожению частной собственности, т. к. нельзя «ограбить законных владельцев», ибо «каждый человек от природы имеет право владеть собственностью, как принадлежащей ему». Другое дело, энциклика призвала к осознанию, «где надо искать необходимое врачующее средство» в целях облегчения «положение народных масс». В частности, было отмечено, насколько религия «учит богатых людей, что рабочие не суть их рабы, [поэтому] основной обязанностью обеспеченных является давать каждому столько, сколько следует по справедливости». То есть «всякий, кто получил от Божественной благости значительную долю даров», должен, в том числе, «употреблять их, содействуя Божественному Провидению, на благо другим».
В то же время, «порядки государства и характер управления» должны вести «к общественному благосостоянию и частному благоденствию», чему способствуют «нравственность, упорядоченная семейная жизнь, уважение к религии и справедливости, умеренность и равное распределение общественных повинностей, успехи знаний и промышленности, процветание земледелия». В унисон чему «целью общества должно стать совершенствование людей», когда «главное благо» социума проявляется в добродетели. К примеру, «если семья находится в крайне затруднительном положении, так что никоим образом не в состоянии сама себе помочь, то нужно признать справедливым оказание ей обществом необходимой поддержки, ибо каждая семья есть часть государства».
В контексте рассматриваемого, энциклика даже положительно высказалась о профсоюзах, но в итоговом звучании, фиксируя необходимость для государства действовать «законами», а для граждан «не забывать своих обязанностей перед другими», она актуализировала возвращение «к подлинному христианству, без которого все планы и предположения людей, даже мудрейших, окажутся недействительными в непригодными».
Согласимся, что если подходить к приведенным выше выдержкам из энциклики Rerum Novarum, представленной миру в конце XIX века Папой Львом XIII, с точки зрения того, что нынешний глава Ватикана фактически позиционирует себя продолжателем его дела (либо, как минимум, выразителем озвученных в 1891 г. идей), то вполне отчетливо просматривается доктринальная основа предпринятия Папой Римским Львом ХIV предстоящих шагов. Данный аспект подтверждается свидетельством кардинала из Сербии Ласло Немета, согласно которому Лев XIV, отвечая на вопрос о выборе своего имени, подчеркнул, что «если во времена Льва XIII мир столкнулся с индустриальной революцией, сегодня человечество переживает революцию цифровую». И аналогично тому историческому периоду, на нынешнем этапе фиксируется «проблема с рабочими местами, так как новые технологии приводят к уменьшению необходимости в живой рабочей силе». Кроме того, Папа раскрыл свое вдохновение от энциклики Rerum Novarum, «ставшей ответом на социальные вопросы и вызовы своего времени», благо в настоящий момент «Церковь вновь призвана заявлять о достоинстве труда, справедливости и правах человека перед лицом новой индустриальной революции и развития искусственного интеллекта».
Следовательно, с одной стороны, новый глава Римско-Католической церкви фактически ратует за функционирование инклюзивного, как принято говорить ныне, капитализма, то есть капитализма «с человеческим лицом», когда богатые, пользуясь предоставленными им Богом богатствами жизни, должны делиться с бедными (что должно поспособствовать социальному единству в социуме). С другой стороны, Папа Лев XIV актуализирует роль государства и религии в реализации этой линии. Где государство должно обеспечивать справедливость посредством соблюдения всеми категориями населениями законам и нормам жизни через призму следования традиционным ценностям. Что же касается «миссии Церкви», согласно произнесенному Папой Львом XIV в его первой публичной мессе на следующий день после избрания, она проявляется в «несении Евангелия туда, где верующего высмеивают и презирают, где исчезает смысл жизни, где умирает милосердие, разрушается достоинство, раскалывается семья».
В ракурсе чего представляется абсолютно неспонтанным, что своем первом благословении Urbi et Orbi Папа Лев XIV призвал «помогать друг другу строить мосты - диалогом, встречей, объединившись все вместе, чтобы быть одним народом, всегда пребывающем в мире». Вслед за чем высказался «о мире во всем мире». В аспекте чего, приветствуя 11 мая паломников, Папа Лев XIV, присоединившись к призыву своего предшественника Папы Франциска, с которым тот неоднократно обращался к мировым лидерам: «Пусть больше никогда не будет войн!», призвал сделать «все возможное для скорейшего достижения подлинного, справедливого и прочного мира» в Украине. Одномоментно он запечатлел «глубокую печаль из-за происходящего в секторе Газа», актуализировав «немедленное прекращение огня», оказание гуманитарной помощи «измученному гражданскому населению» и освобождение всех заложников. Вслед за чем приветствовал прекращение огня между Индией и Пакистаном. Зафиксировав, что отмеченные им войны являются «лишь несколькими из идущих по всей земле», Папа вновь высказался за мир во всем мире.
Наверняка, комментарии к вышеотмеченному излишни. Нам остается лишь пожелать новому Папе Римскому поддержки Всевышнего во всех его благих начинаниях.