«Перекресток мира» неактуален, популизм Пашиняна неистребим» Ткаченко и Охрименко на Caliber.Az
Пашинян снова завел старую песню, слушать которую никому не интересно, — на заседании Евразийского межправительственного совета в Москве премьер-министр Армении вновь отметил важность проекта «Перекресток мира», который предполагает «создание и модернизацию целого ряда транспортно-коммуникационных путей». И в свете этого предложил «развивать транспортно-логистический потенциал ЕАЭС, где возможности государств-членов задействованы не в полном объеме». Налицо уже привычный популизм Пашиняна с абсолютно нежизнеспособным «Перекрестком мира». Тем более на фоне Зангезурского коридора, который в разы короче, быстрее и дешевле в реализации.
Налицо продолжение игры Армении на забалтывание разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Но что дальше? Как долго удастся Еревану тянуть время? Своей точкой зрения на эту тему с Caliber.Az поделились зарубежные эксперты.
По мнению доктора экономических наук, профессора СПбГУ Станислава Ткаченко, очевидно, что проект «Перекресток мира» премьер-министр Армении Никол Пашинян рассматривает как свой личный вклад в межгосударственные отношения на Южном Кавказе и во всей Западной Евразии. Не лишенный привлекательности «в теории», на практике он являет собой пример мертворожденной инициативы.
«Напомню, что главным «фирменным знаком» этой инициативы являются четыре принципа, основной смысл которых – пересмотреть зафиксированное в заявлении 10 ноября 2020 года согласие Армении на открытие транспортных путей в регионе Южного Кавказа. Еще одна его особенность – явное стремление Еревана заменить Россию в качестве гаранта исполнения этого соглашения на США и государства Западной Европы. Не случайно USAID выразило готовность разработать финансово-экономическое обоснование «Перекрестка мира», а государства ЕС активно предлагают свои услуги по его реализации, включившись в игру по повышению стоимости проекта.
Позиция России в отношении армянского проекта «Перекресток мира» крайне скептическая. В Москве исходят из того, что для восстановления движения людей и товаров по Зангезурскому коридору вовсе не обязательно «городить огород» из внерегиональных государств. Россия также считает, что заложенный в заявлении 10 ноября 2020 года механизм обеспечения безопасности движения по Зангезурскому коридору при ведущей роли ФСБ позволяет немедленно реализовать проект, а не откладывать его надолго в силу якобы неопределенности статуса таможенного и пограничного контроля на границе Азербайджана и Армении», - полагает С. Ткаченко.
По его словам, однако у России, как и у Азербайджана, имеется «план Б», который позволяет нейтрализовать усилия Армении по сохранению нынешнего состояния отношений Баку и Еревана, описываемого формулой «ни мира ни войны».
«Например, Москва в течение предыдущих двух лет резко активизировала строительство МТК «Север — Юг», обеспечивающего быстрый и дешевый транзит товаров между регионами Персидского залива и Ближнего Востока и европейской частью Российской Федерации. Также с полной нагрузкой работает маршрут через территорию Грузии и морской путь в Турцию. Поэтому особого экономического интереса России в Зангезурском коридоре сегодня не просматривается», — сказал Ткаченко.
Как считает украинский экономист и политолог Александр Охрименко, подобные заявления премьер-министра Армении уже давно звучат как попытка привлечь внимание, не подкрепленная реальной перспективой. «Перекресток мира» неактуален, но популизм Пашиняна неистребим.
«Эксперты неоднократно указывали на неподходящие условия для реализации идеи «Перекрестка мира», включая экономическую несостоятельность и неэффективность маршрутов. Возникает закономерный вопрос: почему армянское руководство акцентирует внимание на проекте, который отторгается экспертным сообществом? Некоторые наблюдатели считают, что это элемент политической игры, позволяющий затягивать обсуждение реального разблокирования транспортных путей в регионе. Пашинян в очередной раз делает ставку на амбициозные, но спорные проекты, вместо того чтобы сосредоточиться на решениях, которые могли бы укрепить региональную стабильность и интеграцию», - заметил политолог.
По его мнению, для стран ЕАЭС, нуждающихся в эффективной логистической сети, куда важнее реализация проектов, проверенных временем и поддержанных всеми сторонами. Вполне очевидно, что Зангезурский коридор, поддерживаемый Азербайджаном и Россией, выглядит куда более предпочтительным вариантом с точки зрения сроков, стоимости и практической пользы для региональной интеграции.
«Вместо погони за громкими, но сомнительными проектами, армянскому руководству следовало бы сосредоточиться на достижении реальных договоренностей по разблокированию транспортных связей в регионе. Это могло бы стать существенным вкладом в укрепление региональной стабильности и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Страны ЕАЭС, заинтересованные в эффективной логистической инфраструктуре, нуждаются именно в таких решениях, а не в рекламных лозунгах», - подчеркнул А. Охрименко.