«Положение Пашиняна не менее тяжёлое, чем у Садата после Кэмп-Дэвида» Сададдинов и Ованнисян на Caliber.Az
«Наше восприятие и желание по части железной дороги с востока на запад заключается в том, что маршрут железной дороги должен быть таким: из Азербайджана в Мегри, затем в Нахчыван, а после — в Ерасх. Далее он должен продолжиться до турецкой границы — Ахурик». Об этом заявил в своём выступлении на конференции «Перекрёсток мира: развивая региональные коммуникации» в Ереване премьер-министр Армении Никол Пашинян.

«У нас остался совсем небольшой участок для восстановления, мы уже начали над ним работать», — отметил Пашинян.
Он подчеркнул, что в Азербайджане уже началось строительство железной дороги Карс–Дилиджу, то есть от Карса до Нахчывана.
«Вашингтонский саммит мира — это возможность избежать траты нескольких миллиардов долларов, когда можно будет обеспечить тот же маршрут сюда через направление Ахурик–Ерасх, и, конечно, мы работаем в этом направлении», — заявил глава армянского правительства.
Пашинян вновь упомянул роль президента США Дональда Трампа в происходящих процессах: «Конечно, армяно-азербайджанский мирный процесс в предыдущий период имел достаточно положительный ход, но были и очевидные трудности. Решающим фактором, позволившим нам достичь этого соглашения, стало личное участие президента Трампа.
Наш график следующий: до конца года подытожить правовые вопросы с уже сформулированным текстом; в первой половине 2026 года — принять все решения, вытекающие из него; а во второй половине 2026 года — начать строительные работы. Ничто не мешает реализации проекта, поскольку все спорные вопросы отражены в Вашингтонской декларации. Нам остаётся лишь реализовать соглашение», — сказал глава кабмина.
По словам Пашиняна, реальные работы по восстановлению Зангезурского коридора, его железнодорожной составляющей, начнутся только во второй половине 2026 года — то есть уже после парламентских выборов в Армении.
Но что будет с проектом, если в 2026 году к власти вернутся бывшие правящие силы — нынешние оппозиционеры-реваншисты? Согласятся ли они вообще восстанавливать железную дорогу через Мегринский участок?
Своими мыслями об этом поделились с Caliber.Az известные эксперты.

Политический обозреватель Мурад Сададдинов напомнил, что после 44-дневной войны, когда в вооружённых силах Армении было более чем достаточно оппозиционно настроенных к Пашиняну военачальников, когда существовала разветвлённая сеть действующей церкви, когда оппозиционные партии были сильны и обладали мощной темой для антипропаганды, они всё равно не смогли ни победить его на выборах, ни свергнуть.
«После этого, когда мы вернули под свой контроль Ханкенди и полностью восстановили суверенитет над всей своей территорией, они снова предпринимали попытки. И опять это ни к чему не привело. Мы не увидели даже каких-то серьёзных действий.
После всего этого — как они могут свергнуть Пашиняна и прийти к власти сейчас?
Тем более, что премьер-министр уже в преддверии выборов последовательно уничтожает все потенциально опасные точки. Мы видели, как он проводит операции нейтрализации против иерархов церкви, которые управляются внешними силами; как он провёл чистки в армии; как он нейтрализует реваншистов вокруг бывших президентов. Это судебные процессы, аресты и так далее. То есть, Пашинян последовательно готовится к будущим парламентским выборам.
И я скажу, что население Армении в большинстве, как и после 44-дневной войны, голосовало за него, так и сейчас будет голосовать за него. Потому что люди понимают: бывшие президенты-реваншисты довели страну до ручки, довели страну до войны. Ничего хорошего это Армении не дало.
А позиция Пашиняна, его нынешняя политика в отношении соседей даёт им надежду на нормальное существование Армении на Южном Кавказе», — считает эксперт.
Что же касается железной дороги и трасс через Зангезур, Сададдинов отметил, что в их открытии заинтересованы следующие силы: Соединённые Штаты Америки, Европейский союз, Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Китай.
«И вот представьте себе: с одной стороны маленькая Армения, а с другой — столь мощные заинтересованные силы. Поэтому я думаю, что ни о каких перспективах прихода к власти реваншистов в Армении речи не идёт. Да, просто пустозвонство, какие-то разговоры. Журналисты, видимо, тоже подбрасывают информацию ради сенсации. Да, есть внешние силы, которые заинтересованы в этом, и их журналисты тоже об этом говорят. Но мы видим, что на протяжении пяти лет после 44-дневной войны никаких результатов в продвижении этих целей они не достигли.
Поэтому говорить о том, что к власти в Армении могут прийти реваншисты, а с открытием дороги возможны какие-то проблемы, абсолютно не соответствует реальности. Никогда этого не будет.
Скорее всего, всё будет так: Пашинян пойдёт на выборы, очистит парламент от остатков представителей реваншистских сил, и уже после выборов начнётся строительство в Зангезуре. Пашинян предпримет более серьёзные меры в отношении бывших президентов и их окружения — в соответствии с теми преступлениями, которые они совершили. Вот в это я верю. Многие из них будут сидеть в тюрьме. Вот это мы увидим», — уверен Сададдинов.

Президент Ассоциации политологов Армении, доктор политических наук Амаяк Ованнисян отметил, что журналистам не следует на радость оппонентам Никола Пашиняна — сторонникам продолжения «карабахского движения» и конфронтации с Азербайджаном — лишний раз употреблять словосочетание «Зангезурский коридор».
«Тем более что Азербайджан и Армения в лице своих руководителей и под эгидой президента США Дональда Трампа договорились об официальном названии этого транзитного пути — «маршрут Трампа». Никол Пашинян вовсе не случайно неоднократно настаивал на отказе от термина «коридор». Дело в том, что наш премьер-министр действительно испытывает большие трудности в спорах со своими оппонентами, которые стремятся любыми способами демонизировать суть достигнутых под эгидой президента Трампа договорённостей, приписывая Азербайджану недобрые намерения, а Пашиняну — потакание этим намерениям.
Они утверждают, что в Баку не случайно цепляются за термин «коридор», поскольку опираются на историческую аналогию с так называемым Данцигским коридором и якобы намерены в конечном итоге по примеру Данцигского политического кризиса накануне Второй мировой войны развязать в скором будущем Зангезурский политический кризис и даже напасть на Армению…», — рассказал доктор политологии.
По его словам, столь подробное описание оппозиционного армянского дискурса необходимо для понимания того, с какими трудностями во внутриполитической сфере сталкивается Никол Пашинян и насколько важно прислушаться к его призыву отказаться от термина, вызывающего тревожные исторические ассоциации.
«Ведь премьер-министру Пашиняну действительно предстоит весьма тяжёлое испытание: парламентские выборы — в условиях продолжающегося брожения многотысячного карабахского армянства, обвиняющего его в предательстве их интересов; в условиях острейшей конфронтации с верховным духовенством Армянской Апостольской церкви, поддержанным, как говорят в народе, «армянским Иванишвили» — миллиардером Самвелом Карапетяном; в условиях подковёрного напряжения во взаимоотношениях с Кремлём… И в этих условиях, конечно, Пашиняну приходится опираться исключительно на поддержку своих партнёров — соавторов Вашингтонских договорённостей — Дональда Трампа и Ильхама Алиева. Его положение сегодня не менее тяжёлое, чем было положение Анвара Садата после подписания Кэмп-Дэвидских соглашений. Свидетельство тому — жёсткие внутриполитические репрессии, с помощью которых Никол Пашинян стремится защититься от участи, постигшей Садата.
Я далёк от мысли нагнетать алармизм, но должен сказать, что сегодня необходимо проявлять деликатность, осторожность и мудрость, чтобы не лить воду на мельницу тех сил, которые стремятся насаждать недоверие и вражду между нашими народами. Недавно, выступая в армянской телепрограмме «Ноян Тапан на русском», я громогласно потребовал открыть возможность комментариев, которая ранее исключалась редакцией во избежание постоянных перепалок и взаимных оскорблений. Если посмотрите, то среди сотни комментариев к моему выступлению — ни одного негативного.
Люди — армяне и азербайджанцы — благодарят меня за то, что я говорю о необходимости мира, добрососедства и экономической интеграции во взаимоотношениях наших стран. Нам нужно создать такую атмосферу, при которой никакие внутриполитические пертурбации в наших странах не смогут иметь негативных последствий для реализации наших совместных планов. Ведь «маршрут Трампа» — это грандиозный геополитический проект, который объединит Европу с Азией, и нам — азербайджанцам и армянам — вместе предстоит сыграть решающую роль в его реализации», — резюмировал Ованнисян.







