Туманные перспективы армии Евросоюза Комментируют Рар и Саймонс
Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель счел сложным создание собственной армии ЕС, так как страны союза не могут достичь консенсуса в этом вопросе. Боррель также отметил в ходе своего выступления в университете в Сантандере, что создание армии Евросоюза «не случится в одночасье».
«Армия, общая валюта и общие границы — это то, что определяет суверенитет. Нам остается создание армии, но это очень сложно сделать. Нужно единогласное решение стран-членов ЕС, но сложно достичь единогласия», — приводят СМИ слова главы дипломатии ЕС.
Отметим, что ранее Боррель не исключал создание в ЕС оборонительного союза. Вскоре после того, как Россия начала войну против Украины, верховный комиссар ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель заявил, что союзу необходимы Европейские вооруженные силы для обеспечения безопасности. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла в минувшем июле в преддверии переизбрания о намерении превратить ЕС в оборонный союз. Для этого, как сказала глава Еврокомиссии, она планирует назначить еврокомиссара по обороне, обозначить подходы к наращиванию военного потенциала и увеличить расходы на оборону.
Помнится, в свое время с мыслью об общеевропейской армии носился президент Франции. Макрон несколько раз озвучивал эту инициативу, пытался склонить на свою сторону тогдашнего канцлера ФРГ Меркель, но большого отклика не нашел и потом как-то поутих. Некоторые наблюдатели считают, что главное препятствие тут заключается в том, что идея европейской армии подразумевает большую централизацию ЕС, а также отчасти вступает в противоречие с НАТО. Например, генсек НАТО Йенс Столтенберг опасался, что появление у ЕС армии может ослабить альянс: «Любая попытка создать параллельные структуры, дублировать систему командования лишь ослабит наш общий потенциал взаимодействия».
Так насколько реально создание ЕС собственной единой армии? Способна ли эта идея сыграть позитивную роль в обеспечении большей безопасности Евросоюза, или она вступает в прямое противоречие с уже существующими полномочиями НАТО?
На эти вопросы Caliber.Az ответили известные иностранные эксперты.
Германский политолог, профессор Института международной политики WeltTrends (Потсдам) Александер Рар отмечает, что идее европейской собственной армии уже 30 лет.
«Идея родилась у Франции, Германии и Великобритании вскоре после конца Холодной войны, когда процессы развивались в разные стороны, вопросы безопасности обсуждались очень широко и не было совсем понятно, останутся США навсегда в Европе или нет. На сегодняшний день ясно, что США не терпят конкуренцию к НАТО и, кроме французов, никто общую европейскую армию уже не хочет. Она слишком дорогостоящая. Кроме того, восточные европейцы не будут признавать над своими военными контингентами иного главнокомандующего, нежели американца», — считает профессор.
Тем более, говорит он, никто из членов ЕС не хочет отдавать суверенитет над своими военными силами Брюсселю.
«Думаю, однако, что дискуссия по этим вопросам не закончена. Трамп, если придет к власти, будет так давить на европейских союзников, чтобы они сами платили много денег за свою оборону и тогда не исключен разрыв между ЕС и Штатами. После окончания войны в Украине, европейцы будут вынуждены так или иначе наращивать вооружения, готовясь к продолжительному противостоянию с Россией. Встанет также вопрос о включении украинской армии в западные структуры. В НАТО Украину все-таки не возьмут, а вместе с Киевом двинуться в сторону общей европейской обороны ЕСовцы могут», — полагает Рар.
Доктор философии (Швеция), политолог Грег Саймонс со своей стороны отметил, мол, да, «эти ребята уже некоторое время пытаются создать европейскую армию», но приводимые ими причины для этого поверхностны.
«Исторически были случаи, когда создавалась европейская армия, например, при Наполеоне и при Гитлере. Так что прецедент был, но эти армии не являются традиционно оборонительными военными структурами, им также не хватает демократического надзора. ЕС и его желание также имеют все эти недостатки. Они хотят политического консенсуса, который вряд ли будет достигнут, поскольку каждая страна-член вряд ли захочет уступить суверенитет и контроль над своей военной мощью», — говорит политолог.
Кроме того, Европа находится в процессе быстрой деиндустриализации под диктатом США в связи с войной на Украине, отметил он.
«Где они возьмут деньги? К тому же, они отдали большую часть своего арсенала коррумпированной Украине, которая их растратила, и у них нет промышленных мощностей, чтобы заменить их.
Хотел бы добавить, что западные военные испытывают огромную проблему и с набором личного состава. Граждане Европы нынешнего поколения не хотят сражаться и умирать за имперские войны США в период геополитического упадка Запада.
Почти все показатели западной военной мощи, возможностей и потенциала существуют только на бумаге. Война в Украине показала, что западная военная техника имела устрашающую репутацию, но когда дело доходит до реального современного боя, она не подходит.
Поэтому на уровне государств-членов ЕС нет политической воли, нет экономики, которая поддерживала бы эти амбиции, у граждан нет желания присоединяться к армии, сражаться или умирать, а промышленная база холодной войны давно исчезла, у них нет промышленных возможностей и потенциала, чтобы поддерживать эти амбиции.
Короче говоря, тут много высокой риторики и разговоров без какого-либо реалистического содержания. Ни у Борреля, ни у фон дер Ляйен нет реальных шансов реализовать свою несбыточную мечту», — уверен доктор Саймонс.