«В НАТО дали чётко понять - вступление Грузии в альянс нереально» Генерал Мчеделишвили на связи с Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с грузинским бригадным генералом в отставке Александром Мчеделишвили.
- ЕС принял решение предоставить статус кандидата Молдове и Украине, в то время как Грузии отказали, мотивировав это определенными проблемами. Как вы считаете, почему ЕС так поступил? Возможна ли здесь политическая подоплека?
- Вступление государства в какой-либо союз — всегда вопрос политический. Появление нового игрока - главное, что это дает вступающему и членам союза. Если посмотреть с этой точки зрения для грузинского общества вступление в НАТО и ЕС в первую очередь ассоциировалось с безопасностью и стабильностью экономического развития. Ну и с другими благами демократического общества.
И что получает Запад взамен? Кроме как головную боль от России? Короткий путь на Восток? Смешно. Территорию для военных баз против России? Несерьёзно…
Об этом из-за ложных ожиданий, в возникновении которых виноваты грузинские политики, серьёзно никто и не думал. Подход очень примитивный. Запад хороший дядя, который защитит нас от плохого дяди, России. И вдруг хороший дядя с нас требует за кандидатство, которое далеко не членство в ЕС, открыть второй фронт. Вместо ожидаемой безопасности прямо в бой. Но если это было бы на самом деле так, то еще полбеды.
В НАТО дали чётко понять, что несмотря на политику открытых дверей и расширение сотрудничества, вступление в альянс в обозримом будущем для нас нереально. Это в очередной раз подтвердилось на недавнем Мадридском саммите. То же самое можно сказать и в отношении ЕС. Устами президента Франции прямо заявили, что одна из основных причин отказа в статусе кандидата — это географическое расположение Грузии. Все требования можно удовлетворить, но географию, понятно, невозможно изменить. Вот эту реальность кто-то захотел превратить в фейковый тезис – второй фронт взамен кандидатства.
- А если бы у власти был Саакашвили, дали бы ЕС статус кандидата Грузии?
- Нет. Во-первых, если хотели, дали бы в 2008-м. После конфликта с РФ (во время конфликта не успели бы). Во-вторых, если Саакашвили остался бы у власти, трудно представить, где была бы Грузия, смогла бы она сохранить государственность.
- Как вы считаете, умерятся ли теперь стремления Грузии обязательно вступить в ЕС?
- Это зависит от умения правительства и понимания общества, что именно подразумевается под членством в ЕС. То есть те ожидания, которые я перечислил выше, можно претворить в жизнь в тесном сотрудничестве с ЕС, но без вступления в него.
- Как этот момент повлияет на отношения Грузии с Западом?
- Если четко обозначить цели развития государства, без ложных ожиданий, думаю напротив, все сложится должным образом.
- Как вы считаете, Грузии стоит двигаться на Запад или надо бы оглянуться и на Восток, в сторону Азербайджана и Турции?
- Полагаю, одно другому не мешает. А в том, что Грузии необходимо активировать свою внешнюю политику на региональном уровне, я с вами согласен.
- На прошлой неделе ряд депутатов покинул «Грузинскую мечту». Можно ли говорить о расколе в рядах правящей партии?
- Не думаю, что это раскол. Это более похоже на подготовку новых сил для смещения с политической арены маргинальной оппозиции.
- В декабре Евросоюз должен принять решение относительно статуса Грузии. Какие у вас ожидания? Будет ли решение отрицательным, как в июне, или все же положительным?
- Не имеет никакого значения. Турция уже почти 30 лет кандидат в члены ЕС. На данном этапе этот статус, еще и с обозначенным сроком, является предметом внутриполитического противостояния, как мяч на футбольном поле. Главное, чтобы рефери не оказался предвзятым…