Зангезурский коридор – красная тряпка для Тегерана Михаэль Бородкин на Caliber.Az
Тегеран, похоже, снова заносит в уверенности собственного могущества. Во всяком случае такой вывод можно сделать из высказываний иранского посла в Армении Мехди Собхани. С его легкой руки опять зазвучали наставления и скрытые угрозы в адрес Азербайджана. Понятно, конечно, что иранский дипломат отвечал на заведомо провокационный вопрос армянских СМИ, однако это не снимает с него ответственности за сказанное.
Как утверждает Собхани, Тегеран поддерживает суверенитет и территориальную целостность Армении и выступает против любого изменения границ. «Мы не против открытия путей сообщения и предоставили такие пути и Азербайджану. Но все они должны находиться под контролем стран, по территории которых они проходят, особенно в случае с Арменией», - настойчиво и грозно изрек посол.
Впору задаться вопросом – с чего это столь часто, как мантру, повторяет Тегеран фразу об «изменении границ» и о поддержке суверенитета Армении? Сезонное ли это обострение у Тегерана или синдром хронической нервозности? Разве Азербайджан нарушал чьи-то границы?
Как отметил в беседе с Caliber.Az израильский журналист, исследователь-иранист Михаэль Бородкин, Тегеран действительно постоянно говорит о том, что не допустит «изменения границ». При этом иранские пропагандисты, по его мнению, регулярно озвучивают одну и ту же серию аргументов против Зангезурского коридора — мол, он отрежет Иран от Армении, что это «пантюрксистский проект», что Азербайджан пытается что-то там захватить у Армении.
«Более того, иранские эксперты не сомневаются, что вообще-то это англо-американо-израильско-натовский проект, который должен сорвать реализацию коридора «Север-Юг». И так далее в таком же духе. А что эти аргументы не имеют никакого отношения к реальности, никого в Тегеране не смущает», - иронизирует Бородкин.
Вместе с тем, замечает он, иранцы предупреждали и продолжают предупреждать, что учения, которые они проводили в приграничных с Азербайджаном районах в прошлом году, были призваны продемонстрировать их готовность действовать, если будет нарушена некая «красная линия».
«На том же фоне звучали заявления о том, что Иран рассматривает безопасность Армении как свою собственную. Поэтому я бы сказал, что посол Ирана в Армении просто продолжает озвучивать ту же самую позицию.
Иранский режим говорит, что готов снижать напряженность в отношениях с Азербайджаном, готов идти на сближение и стремиться к добрососедским отношениям. Дальше можно задаваться вопросом, почему искажается суть Зангезурского коридора — по причине реального непонимания целей этого проекта или же, например, по причине стремления Ирана не упустить из своих рук контроля над сухопутным сообщением между двумя частями Азербайджана? Возможно, имеет место сочетание обоих факторов», - предположил в заключение М. Бородкин.