Застрявший на путях локомотив Крах индийской политики на Южном Кавказе
Азербайджан обладает уникальным географическим расположением на перекрестке континентов, что, как известно, помимо прочих преимуществ, позволяет участвовать в качестве транзитной страны для глобальных транспортных маршрутов.
Одним из крупнейших (наряду с маршрутом Восток-Запад) торговых путей, пролегающим через нашу страну, является маршрут Север-Юг, который должен соединить Россию через Иран с побережьем Индийского океана. Азербайджан всегда выступал за практическое воплощение этого замысла.
Однако полной реализации этой идеи часто препятствовали политические соображения, подчас надуманные. Так, Москва и Тегеран два года назад подписали договор о строительстве железной дороги Решт-Астара по южному берегу Каспия. Длина участка – 160 километров. Это практически завершающий участок западной части маршрута, и именно с его строительством долгое время затягивала иранская сторона.
Помимо технических соображений, серьезную причину затягивания этого проекта, надо полагать, стоило искать в нежелании Тегерана участвовать вместе с Баку в крупных взаимовыгодных инициативах в условиях глубокого политического расхождения по некоторым вопросам региональной политики. Достаточно вспомнить, что в то время как наша страна решительно отстаивала свое требование к Армении открыть Зангезурский коридор, Тегеран, как известно, объявил, что, дескать, коридор через Армению представляет для него красную линию, фактически меняющую границы в регионе. Здесь же возможно предположить, что кризис в отношениях между Баку и Москвой, занявший большую часть текущего года, также не способствовал продвижению вопроса.

Однако в Тегеране после болезненной летней израильско-американской атаки, очевидно, поняли, что нельзя позволить себе роскошь откладывать выгодные логистические проекты. С другой стороны, и в Москве, столкнувшись с принципиальной позицией Азербайджана по сбитому самолету АЗАЛ, в конце концов пришли к выводу о целесообразности форсирования взаимного сотрудничества, что и нашло свое отражение в трехсторонней встрече 13 октября в Баку, посвященной вопросам сотрудничества в области транспорта, энергетики и таможни, прошедшей под сопредседательством заместителя премьер-министра Азербайджана Шахина Мустафаева, министра дорог и городского развития Ирана Фарзане Садег и вице-премьера России Алексея Оверчука.
По итогам встречи, среди прочего, была отмечена значимость завершения строительства железнодорожной линии Решт-Астара, а также соответствующего железнодорожного терминала, являющегося одним из компонентов коридора, для полной реализации международного транспортного коридора «Север — Юг».
Как говорится, лед тронулся. Однако во всем вышесказанном не хватает упоминания еще одной стороны, которая проявляла не меньший, чем остальные, интерес к маршруту Север — Юг. Речь идет об Индии, для которой открытие этого маршрута стало бы прекрасной возможностью обеспечить логистику своих товаров в Россию. Для этого необходимо было бы всего лишь направить их водным транспортом до иранского порта в Индийском океане Бендер-Аббас, а затем перегрузить их на товарные составы.
Правда, маршрут Север-Юг также предполагает и водный Транскаспийский путь из Ирана в Россию, но в таком случае индийские товары ожидают сразу две перевалки (в Индийском океане и на Каспийском море), что удорожает стоимость перевозки. Еще одна альтернативная железнодорожная ветка проходит через три страны Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, но она длиннее азербайджанского коридора, а время, как известно, — деньги. Как ни крути, однако Индии наиболее выгодна именно западная ветвь маршрута — та, которая проходит через Азербайджан.
Казалось бы, Нью-Дели должен был бы всячески лоббировать этот маршрут, для чего не в последнюю очередь необходимо было бы налаживать отношения с ключевой в этом контексте страной — с Азербайджаном. Однако в индийской столице приняли другое решение. Очевидно, понадеявшись на то, что две такие мощные силы, как Иран и Россия, смогут продвинуть в нашей стране любое выгодное им решение, индийское руководство принялось всячески подпитывать в Армении реваншистские настроения, продавая ей различные виды вооружений. К этому Индию подталкивала традиционная исламофобская позиция премьера Нарендры Моди и желание хоть как-то насолить стратегическому союзу Азербайджана и Пакистана.

В результате мы видим полный крах наивной, оторванной от реальности, полностью завязанной на эмоциях политике Моди. Сегодня Азербайджан и Армения уверенными шагами движутся к миру и уже согласовали основные принципы функционирования Зангезурского коридора. Разблокируются и другие коммуникации. Казахстанские и российские грузы уже направляются в Армению через территорию Азербайджана и Грузии. В регионе идет процесс оптимизации торговых и логистических проектов. Связи Пакистана с Азербайджаном находятся на самом высоком уровне, развивается формат трёхстороннего сотрудничества Азербайджан–Турция–Пакистан, и при всём этом Пакистан начал налаживать контакты с Арменией.
В сухом остатке единственным оставшимся за бортом игроком является Индия. Действительно, у Азербайджана имеются реальные возможности оставить ее в стороне от наиболее выгодной ветви маршрута Север — Юг. Враждебная политика Индии привела к её фактической изоляции от Каспийского региона и Южного Кавказа. Теперь индийскому руководству придется пойти на титанические усилия, чтобы убедить Баку допустить проезд индийских грузов по территории Азербайджана.
Пар, выпущенный Моди в недопустимом для политика состоянии аффекта, оставил недвижимым индийский локомотив маршрута Север — Юг.







