«Ядерный удар России по Украине не исключается» Виталий Кулик в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с директором Украинского центра исследований гражданского общества, политологом Виталием Куликом.
- После освобождения украинскими войсками Херсона Россия начала эвакуацию населения некоторых крымских населенных пунктов. Говорит ли это о перспективе наступления ВСУ на территории полуострова?
- Пока мы видим, как российские войска готовят оборонительные рубежи в северном Крыму, как формируют укрепрайон, заявляют об эвакуации населения из населенных пунктов на административной границе Крыма и Херсонской области. Полагаю, есть все основания утверждать, что оставшуюся часть Херсонской области россияне тоже не удержат.
Несмотря на усиленную группировку российских войск на левом берегу Днепра в Херсонской области и наличие природных преград, украинская армия способна наносить успешные удары по базам, скоплению войск, штабам, а главное, – по дорогам на оккупированной части Херсонской области. ВСУ намерены взять под контроль «сухопутный коридор» из оккупированного Крыма на Донбасс, который сейчас используют россияне. Украинские войска могут контролировать всю эту территорию и уже наносят существенный урон российской армии. В настоящее время ВС РФ обстреливают оставленный ими Херсон. Это практически террористические удары - не по военной инфраструктуре, а по жилым кварталам, гражданским объектам.
ВСУ предприняли ряд маневров, которые могут свидетельствовать о том, что несмотря на зимний период новая операция по освобождению оставшейся части Херсонской области может начаться уже в скором времени. Форсировать Днепр будет сложно, но пока нет льда, это более чем реально.
Удержать позиции по нынешнему рубежу российской армии просто не удастся. Ее солдатам придется отступить в Крым. Думаю, что сначала российское командование попытается отвести войска на линию, которая позволит им какое-то время держать контроль над сухопутным коридором. Там будет ожесточенная борьба. А после поражения на этой линии они закроются в Крыму.
- Задам, наверное, наивный вопрос: может ли Россия добровольно вернуть Крым Украине?
- Россия ничего отдавать не хочет и не будет. Нам придется оружием возвращать Крым. Надеемся, что россияне при первых ударах побегут, но из истории прошлых столетий знаем, что военные операции в Крыму требуют нестандартных решений и больших жертв.
Для Путина потеря Крыма – символический удар. Он бросит все силы для того, чтобы не допустить исхода своей армии из полуострова. Просто так отдавать Крым Москва не будет. Я не исключаю вероятность того, что Кремль попытается угрожать Украине ядерным оружием и может его даже применить, правда, вне Крыма.
Считаю также, что деоккупация Крыма скорее всего произойдет после того, как наши войска выдавят российскую армию из Херсонской и Запорожской областей. Если россияне закроются в Крыму, у них останется только Крымский мост как «дорога жизни». Там начнется паника и гуманитарный кризис. Украина рассматривает Крымский мост как законную военную цель, как и военные базы на оккупированном полуострове. Есть большая вероятность, что нам удастся разрушить этот мост и ускорить исход россиян из Крыма.
Но вероятен и сценарий, при котором Крым «оставят на потом», и ВСУ сосредоточат свои усилия на освобождении Донбасса. Динамика наступательных операций в Луганской области свидетельствует, что именно там и будет разворачиваться следующая «большая операция».
- Какую стратегическую ценность имеет Крым для Украины?
- Стратегически для Украины Крым – это контроль над значительной частью акватории Черного моря. Когда российские войска уйдут из Крыма, им придется перебросить свой флот (который стреляет по нам из «Калибров») в Новороссийск. Во всяком случае, часть флота, которая у них останется, потому что корабли противника для ВСУ являются приоритетными целями при наступлении на полуостров.
Украина не имеет военного флота, но Киев активно развивает флот морских дронов. Взаимодействуя с западными партнерами, Украина не только обеспечит коридоры транспортировки товаров, в частности «зерновые коридоры», но и военные конвои. Кроме того, ВСУ начнут охоту за российскими судами.
Помимо всего прочего, Крым важен для украинцев и как символ. Путин в 2014 году начинал войну с Украиной с аннексии Крыма. Это его наибольшая «геополитическая/историческая победа». Вокруг Крыма строились мифы личного самодержавия. В случае потери Крыма вся идеологическая конструкция Кремля даст фундаментальную трещину, если вообще не рухнет.
- Ожидается ли разрастание войны до больших масштабов или так и будут продолжаться небольшие сражения?
- Сейчас в некоторых СМИ говорят о вероятности достижения некого «корейского варианта» заморозки войны по существующей линии фронта. Или о фиксации фронта и ведении малоинтенсивной войны, без больших наступательных операций. Такого сценария очень хочет Россия. Кремль разными способами вбрасывает это предложение западным партнерам. Массированные ракетные удары и использование иранских дронов по энергосистеме имеют цель принудить Киев к переговорам. Однако у военно-политического руководства Украины есть четкое понимание, что для Москвы любая передышка – это новое наступление весной/летом следующего года. У России исчерпываются ресурсы, ее армия не готова воевать, а среди населения растут недовольство и агрессия. Все это делает власть Путина нестабильной. Я не о революции или дворцовом перевороте (в это не верю), а о бунтах и погромах, которые в конечном итоге приведут к развалу России.
Если Путин увидит, что украинская армия не снижает натиска и продвигается к Крыму или успешно освобождает Донбасс, он может попытаться начать новое вторжение из Беларуси на Киев и в Волынском направлении с целью оттянуть ВСУ с востока и юга, прервать поставки оружия и прочее. Не исключена и попытка контрнаступления российской армии на Запорожском направлении, где в последнее время происходит накопление сил противника.
Поэтому, на мой взгляд, война вряд ли войдет в вялотекущий формат. Наоборот, есть все условия для того, чтобы Киев или Москва попытались разрешить ситуацию в свою пользу, предприняв большое наступление. Украина, в отличие от РФ, не заинтересована в замораживании войны и будет наступать, но, когда ситуация станет для нее критичной, Москва может рискнуть и перейти в наступление.
И еще один важный аспект. На мой взгляд, в этой войне мы еще не приблизились к кульминации, к высшей точке противостояния. Мы наблюдаем только вторую фазу. В точке высшего обострения возможен любой вариант, и ядерный удар не исключается. Но использование тактического ядерного оружия против Украины или вне Украины, в нейтральных водах, для иллюстрации намерения и давления на Запад, не приведет к нашей капитуляции. Это консолидированная позиция Киева, и она полностью одобряется украинским обществом. Мы ведем войну за свое физическое существование как нация. И окончание этой войны возможно только в результате нашей победы.