«Конфронтация между Арменией и Россией неизбежна» Экспертные мнения на Caliber.Az
Российско-армянские отношения по-прежнему далеки от нормализации. Об этом свидетельствуют последние заявления первых лиц армянского руководства. Армения ищет новых партнеров, поскольку Москва не выполняет своих обязательств как союзник, особенно в последний месяц, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«Эти события, по сути, привели нас к решению, что нам необходимо диверсифицировать отношения в сфере безопасности, и мы сейчас пытаемся это сделать», - сказал он в интервью изданию The Wall Street Journal. Пашинян добавил, что в связи с этим не видит никаких преимуществ в сохранении присутствия российских военных баз в Армении.
А прямо перед этим разразился скандал в связи с вышедшим на российском государственном «Первом канале» выпуском телепередачи «Куклы наследника Тутти». Назвали его «Никол Пашинян: предвестник беды», и обсуждались там действия и заявления премьер-министра Армении, при этом ему давались оскорбительные характеристики. Министерство иностранных дел Армении вручило послу России Сергею Копыркину ноту протеста в связи с прозвучавшими в этой программе высказываниями о премьер-министре Николе Пашиняне.
Не остался в стороне и спикер парламента Армении Ален Симонян. Он, можно сказать, добавил масла в огонь.
«Относительно армяно-российских отношений, этот вопрос нужно задать российской стороне, потому что мы вели себя всегда в рамках приличной риторики. И речь не только об этой телепрограмме, разве это был первый случай?
А оскорбительные заявление МИД РФ, а оскорбления со стороны известных пропагандистов? Дело в том, что они все время пытаются что-то провернуть в нашем обществе, которое довольно компактное, информированное и демократическое, и получают обратный эффект.
Не знаю, кто дает им советы, но и та программа, и их заявления, в Армении создают обратный эффект. В следующий раз пусть думают дважды, прежде чем делать такие вещи», - пригрозил глава парламента Армении.
Риторика, как видим, непримиримая с обеих сторон. Пашинян уже в открытую говорит, что Армения ищет новых партнеров, и что он не видит смысла в военном присутствии РФ в его стране. Из России звучат резкие оценки поведения руководства Армении. Чем же это всё грозит закончиться? Ждать ли выхода Армении из ОДКБ, разрыва соглашения о присутствии российских военных в стране? Но дойдет ли до того? Не сдаст ли Пашинян назад? Или в Армении случится политический переворот?
Своими мыслями об этих тенденциях поделились с Caliber.Аz известные зарубежные эксперты.
Профессор Института международной политики WeltTrends (Потсдам) Александер Рар считает, что Россия действительно переставила свои приоритеты в Кавказском регионе.
«Причем это решение - лично Путина. Ему позарез нужно стратегическое партнерство с Турцией в регионе так же, как в Центральной Азии он нуждается в балансе с Китаем. Азербайджан, как союзник Турции, приобретает у Москвы больше веса, чем Армения, которая для Путина потеряла стратегическое значение. С Азербайджаном Россию связывает некий энергетический альянс. Турция становится единственным хабом для торговли российского газа с Европой, но Эрдоган будет по «Южному коридору» качать и азербайджанские энергоносители на Запад», - рассказал профессор.
Армения в этих вопросах, тем более в конфликте с Турцией и Азербайджаном, стала некой обузой для российских интересов на Кавказе, полагает он.
«Но скорость, с которой Москва дистанцируется от Еревана, все-таки удивляет. Однако до разрыва отношений все же не дойдет. Вряд ли Армения в своей политике может уповать на защиту и союзничество с США и Евросоюзом. Вашингтон и Брюссель не меньше ориентированы на сотрудничество с Баку, как и с Ереваном.
Армения останется в ОДКБ, но сама эта организация теряет свое значение. Фактически настоящим союзником РФ в ОДКБ сегодня можно считать лишь Беларусь», - подчеркнул Рар.
Аналитик Украинского института будущего Илия Куса полагает, что в принципе ситуация развивается достаточно логично и последовательно.
«После войны 2020 года в Армении всё чаще стал звучать вопрос относительно целесообразности дальнейшего военно-политического союза с Россией, поскольку та не выполняла свои обязательства в течение следующих трех лет. Поэтому в принципе накапливались претензии к России, и после начала войны в Украине особенно, поскольку РФ пыталась склонить Армению к поддержке своего вторжения. Ереван отказывался, что порождало дополнительные трения между Путиным и Пашиняном, и в какой-то момент правительство Армении начало делать конкретные шаги в сторону постепенного отхода от союза с Россией. Начиная с различных демаршей, которые Пашинян устраивал на заседаниях и встречах в рамках ОДКБ и СНГ, и заканчивая недавними заявлениями в западной прессе. В них он ставил под сомнение и присутствие российских миротворцев в Карабахе, и военных баз РФ на территории Армении, и вообще в целом саму по себе привязанность Армении к России, которую он назвал стратегической ошибкой», - напомнил политолог.
Он думает, что ситуация будет развиваться так же в последующие месяцы и годы, при Пашиняне и даже без него – потому что в принципе это запрос значительной части армянского общества на обновление внешней политики, то есть, на ее переориентацию для того, чтобы собственно Армения, получив возможность сейчас отвязаться от проблемы Карабаха, переориентировала свою внешнюю политику на Запад или в более многовекторный формат.
«И Россия, конечно же, попытается помешать этому, либо раскачивая ситуацию политически, через часть армянской оппозиции (хотя это у них пока не получается, поскольку оппозиция организационно слаба), либо через создание альтернативных Пашиняну политических проектов. Например, может быть, из части его команды, или какими-то другими методами. Вопрос просто в том, чтобы найти людей, которые были бы приемлемы для армянского общества и легитимны в его глазах. Либо же путем каких-то силовых действий. Хотя, мне кажется, что это Москве будет сложно сделать, учитывая, что сейчас она завязана на войне в Украине. Так что, я думаю, вся эта история ведет к неизбежной конфронтации между Арменией и Россией. Это неизбежная цена, которую придется заплатить Армении за свою внешнеполитическую свободу», - заключил Куса.