«29 декабря — час Х для Грузии» Начкебия и Апхаидзе на Caliber.Az
«Оппозиционным партиям придется признать выборы и вернуться к работе в парламенте», - заявил спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили. Об этом сообщает «Sputnik Грузия». Четыре оппозиционные партии, получившие мандаты депутатов по итогам выборов, отказываются от работы в парламенте и в данный момент участвуют в акциях протеста с требованием проведения досрочных парламентских выборов.
«Радикальной оппозиции в итоге придется признать волю грузинского народа и вернуться в демократические рамки. Жаль только, что проходит драгоценное время и зря тратятся энергия и эмоции нашего народа», – сказал Папуашвили.
Объединения «Единство – Национальное движение», «Коалиция за перемены» и «Сильная Грузия» прямо сказали, что отказываются от мандатов, а в партии «За Грузию» предпочли сдержанную формулировку, что они не собираются давать легитимации подобному парламенту.
Между тем опубликовано итоговое заключение миссии ОБСЕ/БДИПЧ, согласно которому «выборы прошли в свободной и конкурентной среде, однако были зафиксированы нарушения, а также заметна доминирующая финансовая роль правящей партии страны «Грузинская мечта – демократическая Грузия».
Власти Грузии расценили отчет как признание легитимности выборов, заявив, что этим поставлена точка в разногласиях по этой теме. В оппозиции же считают, что это был самый негативный отчет БДИПЧ за последние годы.
О чем свидетельствует заявление спикера Папуашвили? Возможно ли, что рано или поздно ныне протестующие партии неминуемо смирятся с реальностью и даже согласятся участвовать в работе новоизбранного парламента?
Своим видением этой ситуации поделились с Caliber.Az грузинские обозреватели.
По мнению профессора политологии Бадри Начкебия, действительно, сегодня ситуация в Грузии по-прежнему сложная.
«Несмотря на то, что были попытки силового решения проблемы со стороны оппозиции (будем называть вещи своими именами), была попытка организовать майдан, все это ей не удалось. После этого оппозиция взяла определенную паузу, которая была обусловлена ожиданием решений со стороны Запада. Оппозиция ждала введения определенных санкций со стороны коллективного Запада. И это случилось. В течение прошедших нескольких недель мы увидели список санкций в виде определенных ограничений в отношении должностных лиц Грузии. Их ввели Соединенные Штаты, Евросоюз, еще ряд стран. На что, кстати, очень спокойно отреагировали власти Грузии. Более того, хочу привести пример, как попавший под санкции министр внутренних дел Гомелаури был повышен в должности и стал вице-премьером.
И что мы видим? Вот эти ожидания, которые оппозиция связывала с Западом, не оправдались – там предпочли переход от революционного плана к эволюционному, и это показывает, что у оппозиции действительно что-то пошло не так», - рассказывает эксперт.
Дело в том, отмечает он, что в этом лагере виден дефицит единства.
«Например, тот же самый бывший премьер-министр Гахария, преодолевший 6% на выборах, теперь держит паузу и дает понять, что при определенных новых реалиях он может стать тем оппозиционным лидером, который поведет за собой членов своей партии в парламент. Но главное сегодня в том, что в Грузии и правительство, и оппозиция ждут прихода к власти Трампа. И поэтому я допускаю, что до 20 января ситуация у нас будет примерно такой, как и сегодня.
Естественно, с избранием нового президента полномочия старого истекают. Но прежний президент Саломе Зурабишвили, как мы знаем, не собирается уходить. Поэтому к концу года, прямо к концу этого месяца, точнее 29-го числа в Тбилиси будут развиваться какие-то события. Я не исключаю, что здесь может случиться какая-то нестандартная ситуация. И исходя из этого мы можем получить прямо перед Новым годом какие-то очень неприятные моменты как для оппозиции, так и для действующих властей. И поэтому я думаю, что в первую очередь надо ждать этого момента. А окончательное решение о том, входить оппозиции в парламент или нет, будет принято на уровне Трампа после его инаугурации», - считает Начкебия.
Политолог, директор Центра исламских исследований Кавказа, эксперт Финансового Университета при правительстве РФ Шота Апхаидзе заявил в свою очередь, что итоговое заключение миссии ОБСЕ/БДИПЧ носит абсолютно дуалистический характер.
«Его можно понимать и как поддержку, то есть признание выборов, и как критику результатов голосований. Поэтому и оппозиция, и руководство Грузии используют данное заключение субъективно, в своих интересах. Лично я ознакомился с этим заключением, и там речь не идет об аннулировании результатов выборов. Они признают их, но при этом критикуют власти за использование административного ресурса и денежных средств, с помощью которых те смогли выиграть выборы. И там еще указаны единичные нарушения на отдельных участках», - отметил исследователь.
Но оппозиция тоже сейчас не может руководствоваться этим заключением и говорить о том, что ОБСЕ не признает результаты выборов, подчеркнул он.
«Это не так. ОБСЕ признала их, а до этого их признал Евросоюз. Хотя западные, особенно европейские, чиновники непоследовательны в этом вопросе, их вообще невозможно понять. Они то признают, то потом отрицают, то ли поддерживают итоги голосований, то ли отказываются от этого. Они, видимо, действуют исходя не из своих позиций, из своих соображений, а из того, как развиваются события в Грузии. То есть, если протестная волна достаточно сильная, достаточно серьезная, то тогда они критикуют власти, меняют свою позицию, если они ранее поддерживали их в каком-то вопросе. Начинают критиковать власти, потому что здесь понятно - трендовость либерального мира, либеральных медиа очень сильно влияет на вот такие решения.
Еврочиновники – очень пугливые люди. Конечно же, они боятся, что потом грузинские либералы и оппозиция станут критиковать их за то, что они, типа, поддерживают «такую тоталитарную систему». Потому они и делают такие заявления», - объясняет эксперт.
Что касается слов Папуашвили и вообще надежд на то, что сейчас оппозиция смирится с этой ситуацией и разойдется в конечном итоге, это абсолютно не так, в этом спикер ошибается, говорит Апхаидзе.
«Эти акции достаточно организованные, это не спонтанные митинги. К этому и до выборов готовились определенные люди, которые в принципе стоят за этими процессами. Хотя те простые люди, которые протестуют, они, конечно же, может быть, и понятия не имеют, что кто-то использует эти акции для того, чтобы прийти к власти и, в принципе, как бы захватить власть мирным путем. Не переворотом, потому что большинство из протестующих такую форму протеста не поддержит, я глубоко уверен.
И я допускаю, что не разойдутся протестанты, пока не будет достигнута их основная цель - назначение новых выборов. В данном случае я думаю, что государство должно каким-то образом найти (хотя это уже сложно и даже невозможно) общий язык с оппозицией и с теми людьми, которые еще до выборов хорошо распланировали эту тему. Здесь уже все ясно, Запад просто хочет, чтобы поменялись власти в Грузии, и «Грузинская мечта» виновата в том, что позволила довести ситуацию в стране до такого состояния. Но, конечно, прежде всего виновата в этом деструктивная оппозиция», - приходит к выводу Апхаидзе.