Алексей Арестович: Если так, то это прямое участие России в карабахской войне
Тема использования оперативно-тактических комплексов «Искандер» в ходе 44-дневной Отечественной войны получила новое развитие после того, как источники в Национальном агентстве по разминированию Азербайджана (ANAMA) сообщили об обнаружении вблизи города Шуша обломков сразу двух ракет.
Ранее Никол Пашинян заявлял, что Армения запускала «Искандеры», но они взрываются на 10%. Это вызвало возмущение в Москве, и премьер-министр Армении дезавуировал свои слова, сказав, что его дезинформировали. Но теперь выясняется, что запуски все же были.
Ситуацию для Caliber.Az прокомментировал известный украинский военный обозреватель Алексей Арестович.
- Запуски ОТРК «Искандер» по территории Азербайджана, судя по имеющимся данным, все-таки подтверждаются. Но к чему это было делать в конце войны, да еще направлять ракеты в сторону Шуши, которую уже занимали азербайджанские войска?
- Похожая ситуация была во время пятидневной войны в Грузии в 2008 году. В конце войны россияне запустили по городу Гори ракеты без поражающей головной части. Это делается для того, чтобы проверить в боевых условиях точность пуска. Условно говоря, ракеты наводятся на определенный перекресток, а они падают в 300 метрах от цели. После этого идет расчет факторов, которые привели к отклонению от цели. То же самое было и в случае с портом Поти, удар был нанесен без всякой военной надобности.
Думаю, что ровно такая же история и у вас. В видео на Youtube, которое подготовила команда «Калибр», говорится о разных модификациях – «Искандер Э», «Искандер М». Это важно, но по ракете невозможно понять из какой пусковой установки она была запущена. По дальности до Шуши доставал и «Искандер Э», так что для замера точности в боевых условиях могли запускать болванку ракеты и из этого комплекса, без взрывчатого вещества. Так, скорее всего, и произошло.
- В Азербайджане не зафиксировали ударов, так как ракеты не взорвались. Но ведь звучали заявления из России о том, что системы контроля не увидели запусков?
- Это стандартная российская политика, они же все отрицают. К нам в плен на востоке Украины попали несколько десятков человек (российских военнослужащих – ред.), а в Москве продолжают отрицать, что они там присутствуют. Но ведь все это зафиксировано и нами, и западными разведками. То, что российские войска воюют на востоке нашей страны восьмой год подряд, является общим местом. Но это их политика, они будут отрицать до последнего.
А в случае с Шушой, возможно, надеялись, что в горах обломки ракет просто не найдут, или найдут, но не разберутся. Но теперь у Азербайджана имеются доказательства пуска в учебно-боевых целях ракет средней дальности. И одна из версий о том, что запускали ракеты российские специалисты, а это прямое участие России в войне, что позволяет поставить под сомнение статус российских миротворцев.
Кроме того, нет сомнений, что Россия задействовала (в ходе войны осенью прошлого года – ред.) станции радиоэлектронного подавления (РЭП) «Борисоглебск». А удар ОТРК, пусть даже ракетой-болванкой – это уже применение оружия повышенной мощности по земле Азербайджана. Это, как минимум, скандал. И об этом надо говорить.
- Запуск, скорее всего, происходил с территории Армении. Этой точкой могла стать российская военная база в Гюмри?
- Я все-таки думаю, что если россияне запускали ракеты, то вывели их из Гюмри. Все оставляет следы, в XXI веке ничего скрыть невозможно. Есть разведка, есть технические средства объективного контроля. Расчеты траектории, агентурные сведения и данные могут показать откуда, когда и кто запускал ракеты.
Наир Алиев