Что станет с МГ ОБСЕ после отказа послов стран-сопредседателей посетить Шушу?
Азербайджанская общественность с возмущением восприняла сообщение об отказе послов России, США и Франции посетить, наряду с главами других аккредитованных в Баку дипмиссий, город Шуша – культурную столицу Азербайджана. Для «адекватного ответа» на этот шаг послов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ предлагаются самые разные меры: начиная от изоляции конкретных диппредставителей со стороны азербайджанской общественности и государства и вплоть до сворачивания Баку дружественного партнерства с представляемыми ими державами.
Подобные шаги протестного содержания, безусловно, возможны. Но что ожидает, в свете «посольского» саботажа, который, несомненно, обусловлен решениями правительственных инстанций России, США и Франции, саму Минскую группу?
Во время 44-дневной войны и по ее завершении сопредседательский стан, как в общем формате, так и на «отдельно-государственном» уровне, неоднократно отмечался действиями, заявлениями явно проармянской направленности, что нарушало основу основ посреднической миссии – принцип нейтралитета.
В наиболее наглядной форме это выразилось в позиции Франции, которая на уровнях и президента, и парламента, приняла целый ряд антиазербайджанских шагов и резолюций. Предвзятость и необъективность Парижа столь очевидна, что вызывают лишь удивление французские претензии и далее светиться в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ и даже влиять на поствоенные реалии в регионе завершившегося карабахского конфликта.
Сопредседательские потуги США также вызывают много вопросов. Особенно, если иметь в виду перманентно проявляющиеся «подходы» Белого дома и Конгресса под явным влиянием армянского лобби, напористо подталкивающего Вашингтон действовать исходя не из американских, а армянских интересов.
Неоднозначны и многие действия миротворческих сил России, временное присутствие которых на территории Азербайджана – в некоторых горных местностях Карабаха – осуществляется на основе трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года. Вопросы вызывают, в частности, режим функционирования находящегося под контролем миротворческого контингента РФ Лачынского коридора, через который, как уже неоднократно подтверждалось, получали доступ на территорию Азербайджана всякие непрошенные «гости», а также продолжающаяся незаконная деятельность сепаратистских главарей в горной части Карабаха. На фоне этих явлений, в корне нарушающих суверенитет Азербайджана, Минобороны РФ регулярно отчитывается о том, как благодаря российским миротворцам «налаживается жизнь жителей Нагорного Карабаха», которые «могут спокойно заниматься» сельскохозяйственными и иными работами.
Спасибо, конечно, российским миротворцам за то, что они помогают проживающим в зоне их ответственности гражданам Азербайджана армянской национальности – людям, которым, по меткому определению президента Азербайджана Ильхама Алиева, промыли мозги. Однако почему до сих пор российская сторона ни разу не заявила о готовности посодействовать возвращению и последующему «налаживанию жизни» азербайджанских вынужденных переселенцев в Ханкенди, Ходжалы, других населенных пунктах, из которых они были изгнаны (причем посредством совершения в отношении их жесточайших этнических чисток) три десятилетия назад.
На протяжении всего этого времени не только эти территории, но и прилегающие к ним районы, находились под армянской оккупацией при молчаливом согласии государств-сопредседателей Минской группы. По итогам 44-дневной войны Азербайджан положил конец вражеской оккупации и восстановил свою территориальную целостность. Конфликт, для содействия мирному урегулированию которого была создана МГ ОБСЕ, завершился. Причем завершился силовым путем, так как в свое время переговорный процесс под эгидой «минчан» не увенчался успехом. В «свете» отказа послов России, США и Франции участвовать в организованной азербайджанским руководством поездке в Шушу – неотъемлемую часть Азербайджана, равно как и с учетом многих других, вчерашних и сегодняшних, «демаршей» сопредседателей, не оставляющих никаких сомнений в их пристрастности и беспринципности, провал посреднической миссии «минчан» не вызывает никакого удивления.
По окончании войны Азербайджан допустил возможность вклада МГ ОБСЕ в решение определенных гуманитарных проблем теперь уже постконфликтного региона. Лишь в этом, гуманитарном, измерении миссия Минской группы, которая на фоне поствоенных реалий лишилась смысла в качестве площадки переговоров между Азербайджаном и Арменией, еще могла бы найти хоть какое-то продолжение. Однако сопредседатели до сих пор не дали четкого ответа на призыв Баку посодействовать мирному обустройству региона. Взамен этого они пытаются реанимировать деятельность Минской группы, исходя из того посыла, что конфликт, дескать, не завершен. Демонстрируя тем самым, что именно продолжение конфликта, а не его завершение, соответствует их великодержавным интересам.
В данном ракурсе и следует воспринимать отказ послов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ посетить Шушу. Это – изворотливый и, по сути, позорный шаг, убеждающий в полнейшей неспособности этой структуры внести действенный вклад в утверждение постконфликтного мира в нашем регионе. А потому место ее – лишь на свалке истории. Уже окончательно и бесповоротно.
Натиг Назимоглу