Как оккупант с 30-летним стажем может заикаться о якобы оккупации Армении?
Армения продолжает неадекватно реагировать на предпринимаемые Азербайджаном меры по уточнению межгосударственной границы. Подобная неадекватность особенно разоблачает себя с учетом выражаемой Баку готовности к двустороннему переговорному процессу с целью осуществления делимитации и демаркации границы, а также предлагаемого Россией посредничества и консультативного содействия в данном вопросе.
Выражая свое неприятие любых шагов и инициатив, направленных на скорейшую демаркацию межгосударственной азербайджано-армянской границы, официальный Ереван не перестает озвучивать провокационные заявления с целью формирования у мировой общественности превратного представления о сути осуществляемых Азербайджаном действий на приграничье с Арменией.
Показательно в этом смысле заявление и.о. министра иностранных дел Армении Ары Айвазяна с аккредитованными в Ереване послами государств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – России, США, Франции. Как сообщают армянские СМИ, Айвазян назвал недопустимыми «любые посягательства на суверенную территорию Республики Армения», подчеркнул «необходимость безотлагательного вывода Вооруженных сил Азербайджана с территории Армении».
Аналогичным заявлением отметился и и.о. министра обороны Армении Вагаршак Арутюнян, который на встрече с командующим российским миротворческим контингентом Рустамом Мурадовым также подчеркнул, что «представители Вооруженных сил Азербайджана обязаны покинуть территорию Армении без предварительных условий и вернуться на исходные позиции».
В связи с подобного рода заявлениями армянской стороны – а таковыми за последнюю пару недель отличились не только главы внешнеполитического и оборонного ведомств, но и ряд других руководящих фигур Армении, включая и премьер-министра Никола Пашиняна, – следует отметить два важных аспекта ситуации.
Во-первых, Вооруженные силы Азербайджана не вступали на международно-признанную территорию Республики Армения. Они занимают позиции исключительно на границе Азербайджанской Республики с ее западным соседом – границе, которая существовала еще в бытность Азербайджанской ССР (даже при всем ее тогдашнем формально-административном значении), и в рамках которой наша страна вступила в ООН в качестве независимого государства. Основаниями для уточнения границы служат соответствующие авторитетные карты советского периода и данные современной спутниковой навигации.
Во-вторых, как минимум странно слышать разговоры о «недопустимости посягательств на суверенную территорию» со стороны руководителей государства, которое на протяжении почти 30 лет держало свои вооруженные силы на суверенной, международно-признанной территории Азербайджана. Причем не только в приграничье. Армения, что называется, без стыда и совести держала под своей оккупацией земли, входившие в советский период в состав Нагорно-Карабахской Автономной Области, а также прилегающие к ним другие семь районов Азербайджана. И вот теперь эти люди, переставшие быть оккупантами азербайджанских территорий не по доброй воле, а благодаря героизму и доблести Вооруженных сил Азербайджана, изгнавших армянские войска с нашей земли, возмущаются якобы «посягательствам» на территорию Армению. Хотя в действительности никаких посягательств нет, а есть возвращение Армении к ее очерченным еще в советский период границам. То есть к тому территориальному состоянию, в котором она должна была пребывать изначально, после распада СССР и начала независимого существования. Должна была, но не пребывала, ввиду захвата азербайджанских земель.
Именно из-за нежелания вернуться к своим официальным границам Армения и пытается затянуть процесс демаркации. А еще – из осознания того, что этот неизбежный процесс обязательно будет сопровождаться полным и окончательным отказом Армении от любых территориальных претензий к Азербайджану.
Поэтому, вместо того, чтобы положительно оценить поступающие из Баку четкие сигналы о готовности заключить всеобъемлющий мирный договор, Армения продолжает ныть на весь мир о якобы «оккупации» Азербайджаном ее приграничной территории. Забавно, конечно, слышать от вчерашних оккупантов подобную околесицу, но, похоже, именно на ней будут пытаться набирать внутриполитические очки те силы, которые рвутся попасть в досрочно избираемый армянский парламент. И это – еще один признак системного армянского кризиса. Ибо, проецируя на его реалии знаменитую цитату Уинстона Черчилля, приходится констатировать, что в Армении полным-полно политиков, думающих о предстоящих выборах, но нет ни одного настоящего государственного деятеля – того, кто думает о будущем поколении своей страны.
Будущее Армении зависит, прежде всего, от мира и сотрудничества с Азербайджаном. Только дойдет ли до осознания этой истины армянская политическая элита? И если дойдет, то когда? Не слишком ли поздно для самого армянского государства?
Натиг Назимоглу