Ценовое давление в мире ослабевает. А что насчет прогноза инфляции в Азербайджане? Обзор Caliber.Az
Усилия ведущих центробанков мира по ужесточению денежно-кредитной политики, а также заметное смягчение проблем в цепочках поставок увеличивают вероятность ослабления инфляционного давления. Этому же должна поспособствовать и прогнозируемая на будущий год рецессия, которая в той или иной степени поможет снижению стоимости сырьевых товаров и фрахтовых ставок. Ожидается, что все перечисленное замедлит маховик импортируемой инфляции – главной причины роста цен и в нашей стране. Эти тренды учтены в процессе утверждения парламентом государственного бюджета Азербайджана на 2023 год: в проекте документа прогнозный показатель по инфляции снижен вдвое.
Инфляционное давление в мире, судя по ряду важных индикаторов, достигло пика в начале октября, и темпы роста цен в ближайшие месяцы будут ослабевать. Как полагают аналитики Financial Times, имеющиеся статданные позволяют предположить, что проблемы в цепочках поставок смягчаются, и, собственно, уже сегодня цены ведущих производителей товаров, стоимость сырья, комплектующих, а также ставки фрахта судов и тарифы на другие виды перевозок постепенно спускаются с недавних рекордных показателей.
В ряде динамично развивающихся стран, включая Бразилию, Таиланд и Чили, темпы инфляции уже прошли свой пик и стали замедлятся. Аналогичные тренды наблюдаются и в развитых странах, так, в Германии цены производителей в октябре опустились на 4,2% по сравнению с предыдущим месяцем. В США и Великобритании рост оптовых цен в годовом выражении замедляется с лета текущего года. В целом в подавляющем большинстве стран G20, согласно данным на октябрь, зафиксировано снижение темпов роста цен производителей в годовом выражении, отмечает издание Capital Economics. Аналогичного мнения придерживаются и эксперты аналитической структуры международного рейтингового агентства Moody`s Analytics: инфляция, вероятно, достигла своего пика - 12,1% в октябре этого года, и с тех пор ослабление ценового давления и проблем в каналах снабжения предвещает скорое замедление роста цен.
В определенной мере эти позитивные тенденции связаны с ужесточением монетарной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США, повысившей не так давно учетную ставку на 75 базисных пунктов, и теперь ее диапазон составляет 3,75-4% годовых. По аналогичному пути движется и Европейский центральный банк (ЕЦБ), также увеличивший ставку рефинансирования на 75 базисных пунктов, до 2%, и планирующий дальнейший ее рост в ближайшие полгода. Повышение ставок рефинансирования наблюдается также в Канаде, Швейцарии, Израиле, странах Юго-Восточной Азии, ЮАР и ряде других государств мира. Это делается для обуздания уровня инфляции, однако косвенным образом ведет к удорожанию кредитных ресурсов и, как следствие, снижению темпов роста экономики, что сокращает мировой спрос на товары, комплектующие, сырье, в том числе энергоресурсы.
Неудивительно, что все последние прогнозы Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) говорят о растущих рисках рецессии глобальной экономики на фоне ужесточения финансовыми регуляторами монетарной политики. Схожего мнения придерживаются и эксперты Capital Economics, прогнозирующие падение ВВП США примерно на 0,5% в ближайшие полгода. Еще более неблагоприятные прогнозы дает издание относительно рецессии в Евросоюзе и Великобритании, где уже сегодня на фоне энергетического кризиса и разрыва торговых связей с находящейся под санкциями Россией наблюдается снижение производства, а в будущем году спад ВВП и вовсе может превысить 2%, учитывая усиление деструктивных трендов, разрушающих и без того расшатанное глобалистское мироустройство последних трех десятилетий.
Агентство Bloomberg в этой связи напоминает о принятом в США новом законе по снижению инфляции, подразумевающем в том числе сокращение налогового бремени, предоставление льгот американским предприятиям сферы энергообеспечения с целью побудить население приобретать местную продукцию (план «Покупай американское»). Ключевым положением принятого в США закона являются налоговые вычеты на сумму до $7,5 тыс., стимулирующие потребителей приобретать собранные в США электромобили, в которых установлены аккумуляторы, произведенные с использованием американских же компонентов. В целом продвигавший принятие нового закона Вашингтон прежде всего был мотивирован идеей экономической изоляции Китая. Однако в Германии и Франции, наиболее экономически сильных странах ЕС, считают, что американская инициатива по сути протекционистская, нарушающая принципы рыночной конкуренции. Также в ЕС есть мнение, что односторонние шаги США неизбежно окажут негативное влияние на европейскую промышленность и в конечном счете могут привести к расколу трансатлантического единства. Президент Франции Макрон и вовсе призывает европейские страны бороться с «нечестной политикой США» и принять аналогичный закон - «Покупай европейское». Опасения в связи с новым американским законом высказывают и в Японии.
Так или иначе, но политика регуляторов по повышению учетных ставок и протекционистские шаги США внесут свою лепту в снижение глобального торгового оборота - замедлят биржевую активность, остудят перегрев отдельных сегментов товарных рынков. Все это в совокупности, безусловно, снизит темпы глобальной экономики, однако позитивным эффектом ожидаемой рецессии может стать снижение темпов инфляции.
Это крайне важный момент, так как фактор импортируемой инфляции по-прежнему является главной причиной роста цен в Азербайджане. Выступая недавно на пленарном заседании Милли Меджлиса, председатель Центрального банка Азербайджана (ЦБА) Талех Кязимов отметил, что в октябре годовая инфляция в стране составила 15,6% и, по оценкам ЦБА, в основном это прямо или косвенно связано с внешним негативом - импортируемой инфляцией.
Вполне оправданный вывод, так как наблюдаемые в мире негативные процессы неизбежно создают риски и для Азербайджана. Однако устойчивость нашей страны к кризисам базируется на низком уровне госдолга, растущих валютных резервах и, что немаловажно, с положительным внешнеторговым сальдо, которое сохранится и в будущем году, учитывая все еще высокие цены на нефть и планы по увеличению экспорта газа в ЕС посредством Южного газового коридора (ЮГК). Судя по представленному в Милли Меджлис проекту госбюджета на 2023 год и опубликованным данным экономического, социального и иного порядка, в будущем году рост ВВП республики оценивается на уровне 2,7%, заметно увеличится в 2024-м - 4,1% и сохранит умеренный рост в 2025-2026 годах - 3,7% и 3,4% соответственно. Таким образом наша страна не только сохранит свою завидную кризисоустойчивость в условиях прогнозируемой глобальной рецессии, но и будет обеспечена макроэкономическая стабильность с приоритетом реализации комплекса мер по сдерживанию роста потребительских цен.
Правительство Азербайджана в этом смысле настроено достаточно оптимистично и в рамках бюджетного пакета на 2023 год прогнозирует среднегодовую инфляцию в пределах 6,9%. Борьба с инфляцией и укрепление монетарной стабильности обозначена главной целью Центробанка Азербайджана на перспективу, и очередным шагом в этом плане стало увеличение в конце октября учетной ставки на 25 базисных пунктов – до 8 %: нижний порог процентного коридора увеличен с 4% до 5%, верхний сохранен на уровне 9,25%. «ЦБА продолжит политику стабильного курса денежно-кредитной политики и в будущем году. Наш мандат заключается в обеспечении макроэкономической стабильности, стабильности цен», - подчеркнул председатель ЦБА.
Тенденции к снижению инфляционного бремени в Азербайджане подтверждают и ведущие международные финансовые организации (МФО): в октябрьском обновленном прогнозе МВФ по мировой экономике отмечается, что прогнозный среднегодовой уровень инфляции в республике в 2023 году снизится до 9% - то есть до однозначного уровня. В свою очередь, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в отчете «Transition Report 2022-2023» предполагает, что среднегодовая инфляция в Азербайджане в текущем году снизится до 12,2% с перспективой дальнейшего спада до однозначного уровня в будущем году.
Сбудутся ли эти позитивные ожидания, станет ясно в следующем году. Однако очевидно, что давление импортируемой инфляции в 2023 году будет на порядок ниже, чем в последние полтора года.