«Еревану не стоит разговаривать с Минском в таком тоне» Белорусские эксперты на Caliber.Az
Между Ереваном и Минском разгорается скандал из-за критических высказываний армянского премьера в адрес белорусского лидера. Выступая в Национальном собрании, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что ни он сам, ни один другой официальный представитель Армении никогда не посетит Беларусь, пока ею руководит Александр Лукашенко. Кроме того, посол Армении в Беларуси вызван в Ереван для консультаций.
Отреагировал и Минск. Пресс-секретарь МИД Беларуси А.Глаз заявил: «Мы все видим, насколько сложная внутриполитическая ситуация складывается сегодня в Армении, как стремительно обостряется противостояние внутри страны. И у разных людей, конечно, разная резистентность к серьезным эмоциональным нагрузкам. Это мы можем понять. Но мы не понимаем – при чем здесь Беларусь? Представитель посольства Армении сегодня вызван в МИД, чтобы попытаться разъяснить нам этот вопрос. Учитывая развитие ситуации, наш посол из Еревана в ближайшее время также прибудет в Минск. Если кто-то решил отвлечь внимание от внутренних проблем образом внешнего врага, то это весьма недальновидная позиция».
Какая муха укусила Пашиняна? Как будет далее Минск реагировать на демарши Еревана? С этими вопросами корреспондент Caliber.Az обратился к белорусским политологам.
По мнению эксперта Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ Олега Лешенюка, действия Пашиняна являются последствием тесного контакта с Францией и другими странами Запада.
«Нужно понимать, что заявления о выходе из ОДКБ, персональные обвинения в адрес Лукашенко — это не что иное, как результат геополитических игр Запада, в которые оказался втянут и сам Пашинян. Напомню, что в феврале 2024 года Ереван посетил министр вооруженных сил Франции Лекорню. Речь тогда шла о модернизации систем вооружений и армии Армении, обучении военнослужащих и поставках военного оборудования. На этом же фоне существует напряженность в азербайджано-французских отношениях. Понятно, что Франция не будет делать это бесплатно, т. е. в условиях глобального противостояния Пашиняну не остается другого варианта, как выполнять условия западных патронов.
В целом наблюдается украинский и молдавский сценарий развития ситуации: определяется курс на Запад, на снижение взаимодействия с Россией и Беларусью. Минск к заявлениям Пашиняна относится с сожалением. В Беларуси понимают, что действия армянских властей приведут страну к кризису. В первую очередь будет наблюдаться дестабилизация самой Армении. Тем не менее Беларусь уважает выбор суверенного государства, всегда была и остается открытой для диалога и взаимодействия», — сказал О. Лешенюк.
По мнению же кандидата политических наук Сергея Томица, скандальные заявления премьера Армении без реакции Минска не останутся. И эта риторика негативно скажется на отношениях двух стран.
«Тем не менее в Минске понимают, что нелепые обвинения Пашиняна — итог политики Еревана по наращиванию контактов, активной закулисной деятельности с западными странами, США и ЕС, в рамках которой могут быть и вот такие вот осложнения. Вполне очевидно, что в действиях Еревана наступил момент, когда он должен сформулировать свою позицию по нежеланию сотрудничать в рамках блока ОДКБ, а для этого Пашинян готов действовать в своем духе — в жанре скандальной и провокативной риторики. Это максимально оперативный и результативный вариант.
Минск может отреагировать в ответ крайне резко, что только на руку Еревану — усиление градуса политического конфликта выгодно Пашиняну, за это его могут только похвалить в Вашингтоне и Брюсселе, что прибавит ему, как считает он, политических очков. В то же время можно заметить, что на деле Пашинян не ведет фактическую работу по выходу из ОДКБ, все ограничивается лишь громкими заявлениями. Пашинян опасается тяжелых последствий в случае каких-то реальных шагов и предпочитает разбрасываться эмоциональными фразами, за которые впоследствии можно извиниться и взять слова обратно. Однако с Минском не стоит разговаривать в таком тоне — в этом смысле Пашинян, кажется, недооценивает ситуацию. Лукашенко может отреагировать гораздо резче, чем даже Путин», — сказал С. Томиц.