«Если бы не было Турции, не знаю, что стало бы с Грузией сейчас» Caliber.Az из Тбилиси
Интервью Caliber.Az с кандидатом исторических наук, членом грузинского парламента (1992-1995 г.г.) Давидом Паитчадзе.
- ЕС принял решение предоставить статус кандидата Молдове и Украине, а Грузии сообщили, что ей надо урегулировать определенные проблемы. Как вы считаете, почему ЕС сделал это?
- Из-за страха перед Россией. Данный отказ мотивирован соображением не раздражать Россию и боязнью расширения военных действий на Кавказ. Макрон проводит политику нераздражения России, при этом свой отказ он мотивировал географическими соображениями – мол, Тбилиси расположен в другом регионе. Мы то знаем, что Кавказ географически является частью Европы. Он просто сказал неправду.
- А что думают по этому поводу в США?
- Американцы лоббировали Грузию для получения статуса кандидата, однако, как и в 2008-м при рассмотрении вопроса принятия Грузии в НАТО, Франция и Германия выступили против. И если в 2008 году миссию отказать Грузии взяла на себя Меркель, то на сей раз эта роль выпала Макрону.
- Как вы считаете, является ли решение ЕС политическим?
- Процессы, о которых мы с вами говорим, исключительно политические. Любое решение любого парламента, правительства или содружества - это политический процесс и, само собой, политическое решение. Я лично не слышал и не читал, чтобы ЕС требовал от Грузии открытия второго фронта, если вы это имеете в виду. Это нарратив российских спецслужб, филиалом которых является нынешнее правительство Грузии.
- В декабре Евросоюз должен принять решение относительно статуса Грузии. Какие у вас ожидания? Будет ли оно опять отрицательным, как в июне, или все же положительным?
- Мы живем в такое время, что события развиваются стремительно, так что случиться может всякое. Я даже не исключаю того, что Грузия в декабре этого года сможет стать членом ЕС. И решающую роль в этом может сыграть правительство Азербайджана. Последние события вокруг Казахстана, в частности запрет Путиным транспортировки казахстанской нефти через Новороссийск, вынудил казахов делать это через Баку.
Кроме того, Европа также перестает получать газ и нефть из России. Так что одним из главных альтернативных путей снабжения Европы нефтью и газом – путь через Южный Кавказ. Думаю, что любой серьезный европейский политик был бы заинтересован иметь прямую границу с Азербайджаном, потому что таким образом ЕС обеспечит себе альтернативу снабжения энергоносителями. И если Азербайджан пропустит достаточное количество казахстанского газа через Баку, то это будет весомым аргументом для ЕС принять Грузию.
- На каком уровне, по-вашему, сейчас находятся грузино-азербайджанские и грузино-турецкие отношения?
- Мы всегда ориентировались на дружеские и братские отношения с Баку. Что касается Турции, то у нас с ней сложились очень хорошие отношения после распада СССР. Я помню, что в 1992 году турецкий президент Сулейман Демирель приезжал в Грузию. Турция – единственный путь, связывающий нас с остальным миром экономически и политически. Турки принимали активное участие в формировании грузинской армии. Не последнюю роль сыграли личные взаимоотношения Шеварднадзе и Демиреля. Если бы не было Турции, не знаю, что стало бы с Грузией сейчас. Турция поддерживала нас во всем.
- А как вы оцениваете усилия Грузии по вступлению в НАТО?
- В сложившейся обстановке любые усилия с нашей стороны не играют решающую роль. Наше вступление в НАТО зависит от самого альянса. Если он будет заинтересован в членстве Грузии, мы его получим.
- Грузия очень стремится в ЕС, а что это даст экономике страны?
- Как минимум это даст Грузии нормальные современные законодательство и образ жизни, систему социального обеспечения, которое сейчас у нас на нуле, даст возможность стать нормальным цивилизованным государством.
- Если бы у власти был Саакашвили, получила бы Грузия статус кандидата ЕС?
- Я бы не стал персонифицировать этот вопрос. Саакашвили достаточно долго находился у власти, и об этом речь не заходила, тем более что налицо были проблемы с соблюдением прав человека.
- Как вы оцениваете влияние русско-украинской войны на Грузию?
- Как говорил прусский генерал, война — это продолжение политики, только другими методами. То есть во время войны все политические отношения развиваются более быстрыми темпами. Я считаю, что эта война является продолжением распада СССР или его финальной стадией. В 90-х годах Советский Союз распался слишком безболезненно. Да, конфликты были, но они не были столь масштабными. Нынешняя война ускорит процесс окончательного распада СССР. Как человек, родившийся во времена СССР, я хотел бы дожить и увидеть конец этой империи.
- Вы хотите сказать, что эта война может стать концом России?
- В определенном смысле я предвижу подобную перспективу. Надеюсь, что мир не отступит от Украины, а воевать против всего мира Россия неспособна. В Крымской войне, которую русские историки называют «нулевой мировой войной», она тоже воевала против всего мира. Та война закончилась поражением России, и как следствие этого в стране было отменено крепостное право. То есть обычно поражение России в войнах всегда влекло за собой положительные тенденции. Надеюсь, что поражение путинской России в этой войне будет способствовать возвращению нормальной цивилизованной России. Это станет спасением не только для украинского, но и для русского народа, грузинского и азербайджанского народов, а также всех стран, живущих вокруг этой системы, созданной советским КГБ и лично Путиным. Так что мы все в одной лодке с Украиной. И победа Украины будет в первую очередь означать освобождение русского народа.
- И как долго продлится эта война?
- Можно сказать, что это практически зависит от Запада. Если Запад решится поддержать Украину более эффективно, она закончится в скором времени. Одновременно важно действовать таким образом, чтобы не спровоцировать Путина на применение оружия массового уничтожения. Это требует филигранной техники. Одним словом, главное – искоренить режим российского КГБ.
- Существует ли угроза Грузии со стороны России?
- У России уйма рычагов воздействия на Грузию. На данный момент ей это не нужно, потому что правительство Грузии — это филиал КГБ. Одним из рычагов является проведении референдума в Южной Осетии о присоединении к России. Опять-таки многое будет зависеть от экономической ситуации, потому что путь снабжения Европы энергоресурсами пройдет через Грузию, и Россия попытается его перекрыть. Поэтому единственный способ ей помешать – это принять Грузию в ЕС. Таким образом Евросоюз получит прямую границу с Баку, но это будет означать, что европейским войскам придётся охранять этот нефтепровод на территории Грузии.
- Какие глобальные события вы прогнозируете в нашем регионе в ближайшее время?
- Целью Кремля является восстановление СССР, и он видит наши страны как автономные области России. И пока я не наблюдаю симптомов отказа от этой цели. У вас есть Турция, которая является союзником, но даже ее поддержка не спасёт от кровопролитной войны, если Москва решится на интервенцию в наш регион. Не хочу ничего прогнозировать, но такая опасность существует.