«Европа не примет ни Украину, ни Молдову – никому такой груз не нужен…» Профессор Маисурадзе на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с грузинским политологом, профессором университетов им. Григола Робакидзе и Восточной Европы, депутатом парламента Грузии 8-го созыва (2012—2016) Темуром Маисурадзе.
- Еврокомиссия рекомендовала Совету ЕС предоставить статус кандидата на членство в ЕС Молдове и Украине, но не Грузии. Можно ли расценивать это как политическое решение?
- Разумеется, это так, это чисто политическое решение, потому что Запад требовал от нас большего. Он хотел, чтобы мы открыли второй фронт против России и начали военные действия. Скорее всего, это было требованием украинской стороны, которую поддержал Запад. Украина работает не самостоятельно, а действует под защитой Европы.
- Какие еще реформы должна осуществить Грузия на пути к статусу кандидата?
- Таких реформ довольно много, но в этом плане мы опередили и Украину, и Молдову. Нам нужно преодолеть основной раскол внутри общества, издержки правосудия и коррупцию. Между прочим, и тут Украина и Молдова отстают от нас. Возможно, эти страны и станут кандидатами на членство в ЕС, но это всего лишь ход для стимула их развития. Впрочем, как мне кажется, Европа в конечном счёте не примет их, потому что никто не захочет взваливать такой груз на свои плечи.
Учитывая политическую ситуацию, я считаю, что для этих трех стран двери в ЕС вроде как приоткрыли, но они никогда не станут членами этой организации. Пока суть да дело в самом ЕС грянут очень серьезные проблемы, что может довести до его распада, тем более что в еврозоне очень сложные экономическое и политическое положение. Это будет постепенно распространяться на все страны ЕС, начнут выступать альтернативные силы, потому что люди очень недовольны, они не понимают - почему Европа должна жертвовать собой и своей экономикой ради вступления Украины в НАТО. Очень многие европейцы считают, что ЕС должен принимать во внимание мнение народа.
- А что касается вступления Грузии в НАТО, как в этом случае обстоят дела?
- Это вообще невозможно. В НАТО не думали, что реакция России будет настолько серьезная. Как мы помним из истории, альянс обещал России больше не расширяться на восток. Однако сейчас уже возможны два сценария: или расширение НАТО во вред всей Европе, поскольку тогда Россия не остановится - для нее это жизненный вопрос, или Европа поймет наконец, что не стоит расширяться. Думаю, что НАТО начнет сдерживать себя в каких-то границах, но будет для большего влияния использовать мягкую силу.
- Заместитель помощника госсекретаря США Кара Макдональд во время недавнего визита в Тбилиси заявила, что привезла из Вашингтона послание, в котором выражается «глубокая обеспокоенность демократической траекторией Грузии». Так чем обеспокоены США?
- Они обеспокоены тем, что предыдущее грузинское руководство - правительство Саакашвили закрывало глаза на все негативные явления, в то время как нынешнее по многим вопросам позволяет себе противоречить Западу. Ответом на один из таких вопросов стал отказ Тбилиси присоединиться к антироссийским санкциям. Западу нужно правительство, которое будет выполнять все его требования, ради чего он вполне может пойти даже на реанимацию прежнего руководства.
- Как вы оцениваете отношения Тбилиси с Баку и Анкарой?
- Достаточно положительно. Мы не только соседи, но и стратегические партнеры. Наши отношения расширяются и выходят на новый уровень. Нужно развивать отношения с соседями, потому что только вместе мы можем противостоять противникам. В 1977-1979 годах я сам служил в районе Сумгайыта – в Яшме. Поэтому Азербайджан мне близок, я воспринял его как свое, кавказское… Да и у нас просто нет альтернативы - мы обязаны иметь очень хорошие, тесные связи.
- Баку сумел решить Карабахский конфликт. Как вы оцениваете действия Азербайджана?
- У Азербайджана была точно такая же проблема, как у Грузии, - 20% территории нашей страны по сей день оккупировано, поэтому лучше нас вас никто не поймет. Но вы молодцы, что смогли отвоевать свои земли, это заслуживает больших похвал. Но в любом случае и нам, и вам придется налаживать отношения с нашими соседями, потому что альтернативы миру нет. Армении придется успокоиться в этом плане и перестроиться в русло сотрудничества. Конфронтация ничего ей не даст, тем более что страна не в самом лучшем положении. Армения должна помириться с Азербайджаном, как и Грузия с осетинами и абхазами. От России в этом плане зависит очень многое, и нам придется наладить и с ней хорошие отношения. Что же касается новой войны, очень надеюсь, что она не произойдет.
- Возможно ли, что Россия вернет грузинские территории? И на каких условиях?
- Все зависит от дальнейших наших отношений на правительственном уровне и от того, насколько Грузия сумеет учитывать интересы Кремля на Южном Кавказе. Имею в виду безопасность России с юга.
- Можно ли было вообще избежать войны 2008 года?
- Конечно, можно было. Саакашвили владела иллюзия, что ему поможет Запад. Точно так же думала и Украина. Да, Запад помогает Киеву, но не настолько, чтобы остановить Москву. Если кто-то думает, что после уничтожения России всем станет хорошо, то глубоко ошибается, потому что в таком случае начнется война между государствами СНГ, сразу возникнут новые территориальные конфликты. Очень быстрыми темпами начнет развиваться Китай, что станет большой угрозой для Запада, ведь Пекин может создать свои фондовую и товарно-сырьевую биржи, что окажется невыгодным Западу. Это там хорошо понимают.
- На каких условиях, по-вашему, удалось бы наладить отношения между Грузией и Украиной?
- У нас нет напряженных отношений на уровне народов, противоречия возникли лишь на уровне политики. Зачатки их появились тогда, когда правительство Украины предоставило уже осужденному в Грузии Саакашвили убежище. Потом Киев стал поддерживать сторонников Саакашвили, сажать их на высокие должности, и так получилось, что для Украины Саакашвили стал важнее отношений с Грузией.
Этому способствовал коллективный Запад, который разыграл революции и в Тбилиси, и в Киеве. Украина отозвала из Грузии своего посла, но мы не могли этого сделать. Однако если украинцы не извинятся перед нами, возможно, мы и пересмотрим наши отношения. Между тем мы помогли Украине чем смогли в ее войне с Россией. За исключением открытия второго фронта и живой силы - нельзя забывать, что Россия наш сосед, и мы не должны портить с ней отношения.