Израиль vs ХАМАС: Возможно ли перемирие? Бородкин и Гуревич на Caliber.Az
Переговоры о прекращении огня в Секторе Газа между Израилем и ХАМАС, состоявшиеся 25 августа в Каире, завершились без достижения соглашения, сообщает Reuters со ссылкой на источники в египетских спецслужбах. Все предложенные посредниками компромиссные решения были отвергнуты, отметили собеседники агентства.
Однако высокопоставленный американский чиновник выразил противоположное мнение. По его словам, переговоры были «конструктивными», и стороны продемонстрировали стремление к достижению «окончательного и реалистичного соглашения». Он также подчеркнул, что работа по разрешению оставшихся вопросов будет продолжена в ближайшие дни, и рабочие группы останутся в Каире для дальнейших обсуждений.
Этот раунд переговоров по сделке между Израилем и ХАМАС, касающейся прекращения огня и освобождения заложников, прошел при участии главы ЦРУ Уильяма Бернса, премьер-министра Катара Мухаммада бин Абдуррахмана Аль Тани и высокопоставленных представителей Израиля и Египта.
На фоне сообщений о том, что стороны не достигли соглашения, министр обороны США Ллойд Остин распорядился продлить присутствие двух авианосных ударных групп в регионе. О своем решении он сообщил во время телефонного разговора с министром обороны Израиля Йоавом Галантом.
«Министр подтвердил право Израиля на самооборону и продолжение поддержки США в защите от Ирана и его региональных союзников. В рамках этой поддержки он распорядился сохранить в регионе две авианосные ударные группы», — говорится в заявлении Пентагона.
Возможно ли достижение соглашения о прекращении огня между Израилем и ХАМАС? Но к чему это ведет? Разве это не станет хорошей передышкой для ХАМАС? Ведь не исключено, что после нее, через какое-то время, эта организация вновь начнет атаковать мирных израильтян.
Своими мыслями на этот счет поделились с Caliber.Az известные израильские специалисты.
Исследователь-иранист, журналист Михаэль Бородкин считает, что шансы на заключение сделки о прекращении огня в данный момент не очень высоки.
«Главари ХАМАС в Секторе Газа, в первую очередь, Яхья Синуар, придерживаются следующей позиции — торгуя заложниками, можно свести к нулю все достижения израильской армии в виде тысяч ликвидированных и арестованных террористов, разрушенной инфраструктуры терроризма и уничтоженных арсеналов. Хамасовские главари считают, что все это можно нейтрализовать, играя с помощью заложников, то есть, ХАМАС требует полностью прекратить войну, вывести войска из Сектора Газа, в общем, вернуться к ситуации на момент 6 октября 2023 года.
Израиль не готов к этому и предлагает лишь временное прекращение огня, с сохранением своего полного контроля над египетской границей, а также с сохранением военного присутствия в Газе, с контролем над передвижением населения Газы и прочим. Между позициями сторон гигантская разница. ХАМАС, по сути, требует капитуляции Израиля, хотя ситуация на поле боя обратная, и капитулировать должны как раз террористы», — говорит эксперт.
Он уверен, что израильское общество не потерпит возврата к 6 октября, именно потому что понимает: за 6 октября последует 7-е, только еще более чудовищное и кровавое, и уже не только в Газе, но и на севере, и в Иудее и Самарии, да и вообще везде.
«Демонстрации сторонников сделки с ХАМАС на самом деле не говорят об изменении этих настроений. Эти демонстранты представляют меньшинство израильтян, более того, даже среди родственников заложников немало тех, кто требует освобождения своих близких силой, но не путем уступок террористам.
Так что вероятность соглашения мне кажется невысокой. Все может измениться, если Яхья Синуар и другие наиболее экстремистские главари ХАМАС последуют за командиром боевого крыла группировки Мухаммадом Дэфом на тот свет. Оставшиеся могут оказаться сговорчивее, признать факт поражения и начать переговоры о реальных условиях прекращения огня», — считает Бородкин.
Аналитик, журналист Михаил Гуревич отмечает, что возможно или невозможно соглашение о прекращении огня – это вопрос творческий.
«Пока, честно говоря, всё чаще создается впечатление, что посредники, да и Израиль с ХАМАС решают в рамках вот этих бесконечных раундов переговоров какие-то свои собственные проблемы, а не ищут глобального решения конфликта и завершения войны. В частности, американцы обусловлены своей предвыборной кампанией, достаточно сложная ситуация в Египте, и президент ас-Сиси должен коррелировать свои действия с настроениями египетской улицы. Катар не первый год известен как весьма ловкий игрок в первую очередь на информационном и финансовом фронте Ближнего Востока. Есть внутриполитические проблемы в Израиле. Ну и, безусловно, ХАМАС в связи с ликвидацией Хании и военным давлением Армии обороны Израиля в целом тоже решает свои собственные проблемы.
Вот если все объединятся и постараются-таки сконцентрироваться на возможности прекращения огня, тогда можно чего-то ожидать. В нынешней диспозиции, честно говоря, всем выгодно продолжение переговоров куда больше, чем достижение соглашения», — полагает эксперт.
Что касается возможных последствий подписания соглашения, включая предоставление ХАМАС некоторой передышки, важно учитывать, что, по заявлениям израильских военных, большая часть батальонов ХАМАС уже уничтожена, особенно спецподразделения, состоящие из боевиков с богатым опытом, способных эффективно сопротивляться, а не просто стрелять из РПГ или стрелкового оружия, отметил он.
«Как заявляют представители армии, в целом они справятся с этой ситуацией, ну и, кроме того, все-таки для израильского общества крайне важно освободить заложников даже путем какой-то передышки — многие израильтяне считают, что это первостепенно.
Касательно того, что группировка вновь начнет атаковать мирных израильтян – это безусловно, спорить здесь не о чем. Любое подписание соглашения с Израилем с точки зрения ХАМАС (а ранее Арафата) называется не мирным каким-то соглашением, а временным перемирием. После которого следует возобновление боевых действий. Без более стратегического подхода к решению проблемы Газы, к проблеме по сути денацификации населения – изменения системы образования, системы воспитания – к сожалению, практически любое соглашение или сделка являются лишь временным перерывом перед возобновлением террористической деятельности», — приходит к выводу Гуревич.