Марсель и слезы «Неудобная правда» Самита Алиева
Посол Франции в Армении Декотиньи посетил условную границу между Азербайджаном и Арменией, а в ходе посещения наблюдал за позициями азербайджанских войск. Вот честное слово, удивляться тут нечему, так уж повелось, не нами заведено, не нам и отменять – всегда и во все времена, понять, где начинается дипломат, а где заканчивается разведчик было довольно сложно. А потому негодование тут неуместно, уместнее сделать выводы, и принять кое-какие меры, в идеале чужими руками. Но об этом – как-нибудь в другой раз.
Просто по доброте душевной дам один небольшой намек: не стоит искушать судьбу и так явно шпионить на условной границе между Азербайджаном и Арменией, у нас есть в случае чего чем купировать эти острые приступы вуайеризма, потому что наши люди есть не только на условной границе между Азербайджаном и Арменией, но и… но и. Так откровенно, без маскировки ходить по промерзлой земле, по которой проходит условная – это ключевое слово, условная граница, по-моему, несколько опрометчиво. Право, Талейран, де Курси и даже Шетарди работали не в пример тоньше и так явно не подставлялись.
Есть такая поговорка, что настоящий дипломат это тот, кто на вопрос «который час?» отвечает: «Я должен подумать». Это негласное правило дипломатии, ругаясь, протягивать «руку дружбы, намекая на возможность взаимовыгодного сотрудничества», а предлагая сотрудничество и протягивая руку, никогда не забывать ругаться. Сложно, даже не спорю. Но…. Это и есть одна из граней дипломатии… Дипломатия всегда и во все времена тесно переплетена с политической и военной разведкой, и сегодня так ничего и не изменилось. Хитрость, практичность, дальновидность и неразборчивость в средствах. Упреки бесполезны хотя бы потому, что все делают именно так, и именно этому нужно учиться, совершенно не заморачиваясь соображениями морального порядка…
Кстати, один из способов вычислить, что агент действует под дипломатическим прикрытием, это плотное наблюдение. Дело в том, что агент вынужден больше перемещаться, в этом специфика его работы, и именно она отличает его от так называемого «чистого» дипломата, хотя… подчеркну еще раз, многие очень часто совмещают, так что есть ли в природе «чистые» дипломаты, известно одному только Богу…
Еще один маркер — агент всегда паркует машину «носом» к выезду, то есть заранее облегчает себе задачу в случае чрезвычайной ситуации. Круг его знакомств шире, чем у так называемого «чистого» дипломата, и он порой появляется в такое время и в таких местах, где кадровые дипломаты не появляются даже случайно. Так что плотное наружное наблюдение дает ответ на этот вопрос максимум через пару недель, ну хорошо, через месяц. Да, агент может затаиться и некоторое время себя не выдавать. Но и на этот случай есть свои методы, о которых я вам, во всяком случае пока, не расскажу. В любом случае эта поездка посла Франции носит характер месседжа Армении, мол, Франция рядом и Франция готова помочь, только… соседушки, вы должны помнить, чего именно стоят обещания Франции и сколько стоило вам то, что вы когда-то ей поверили и устроили восстание в тылу воюющей Османской империи. По результатам всей этой прелести ваша элита, обманутая и несколько поредевшая, рванула в марсели и лос-анджелесы, простым людям повезло несколько меньше, но это совершенно естественно: за восстание в тылу и прочие действия, квалифицируемые как содействие противнику, никто и нигде спасибо не говорит, за это жестко и показательно наказывают. И правильно и делают, кстати.
Так что делайте выводы из собственного сравнительно недавнего прошлого. Если кто-то из Франции вдруг вам скажет: «Оставайся, мальчик, с нами, мы дадим тебе бразды!» — не верьте, не соглашайтесь, потому в конечном итоге вы получите не бразды, а нечто совершенно иное... Ведь когда-то, в 1915-м году, вам тоже обещали... И бразды, и винтовки, и экспедиционный корпус, и «Армению от моря и до моря», и мороженое с пирожным... А что вы получили в сухом остатке? Помните такую детскую шуточку: «У доброго доктора Айболита был коллега, очень злой доктор Ойподох»... Оно. Да и на месте Франции я б на вас особых надежд не возлагал, вот честное слово. Хотя бы потому, что для того, чтобы дестабилизировать регион, вы не тянете чисто демографически. И не стоит в подхалимском порыве вскакивать и вытягиваться в струнку при звуках песни про Марсель и слезы, да, как вы все правильно догадались, я говорю о «Марсельезе».
И если уж совсем начистоту, то когда-то, в прошлом, у Армении было неплохое будущее, которое так и не стало настоящим... Понимаю, что есть факторы вроде уязвленного самолюбия и сожаления о несостоявшейся карьере, но... Не стоит обманываться на демонстративную поддержку ваших дорогих французских партнеров, шансы, что они вас в очередной раз обманут, достаточно велики. Франция далеко, и в случае чего, ну вы все, наверное, помните, она может просто не успеть, так что ваш интерес — это нормальные отношения с сопредельными государствами, а чтобы в регионе наступил подлинный, прочный мир и гармония, поторопитесь начать переговоры с Общиной Западного Азербайджана и предпринимайте практические шаги по восстановлению фундаментальных прав западных азербайджанцев.