«Москва будет стараться разыгрывать межнациональные конфликты на Южном Кавказе» Профессор Авалиани на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с руководителем Междисциплинарного исследовательского центра, профессором всемирной истории Экой Авалиани (Грузия).
- Евросоюз наделил статусом кандидата в члены своей организации Молдову и Украину, но отказал Грузии. Как вы думаете, почему так случилось?
- Основная причина такого негативного для Грузии решения заключается в том, что ЕС потребовал от страны выполнить 12 пунктов, чтобы стать потенциальным кандидатом на членство. То есть это недостатки, которые нужно искоренить. И я считаю, что все замечания ЕС требуют внимания нашего правительства и поддержки всех граждан. Эти требования обоснованы, и никаких политических мотивов за ними нет, просто эти условия обязательны для по-настоящему демократического развития страны.
- Справится ли правительство «Грузинской мечты» до конца года с выполнением предложенных пунктов?
- У нас здесь два аспекта с точки зрения политических игроков. С одной стороны, это ЕС, с другой – Грузия. В привилегированном состоянии ЕС, потому что Грузия хочет присоединиться. Для достижения этой цели нам нужны очень важные аспекты. Один из них – воля народа, другой – решение правительства. Недавние манифестации грузинского населения – наглядный пример того, что Грузия нацелена стать частью Европейского союза.

- Как вы считаете, поутихнет ли после этого стремление грузинского народа влиться в европейское сообщество?
- Наш народ очень хочет и готов стать членом ЕС, но вот правительство медлит.
- А как к этому относятся в США?
- США давно доказали, что являются нашим другом. Вашингтон не раз оказывал нам помощь, и мы должны дорожить ею.
- Как вы считаете, Грузии лучше двигаться в сторону Запада или Востока?
- Грузия как государство развивалось на перекрестке двух цивилизаций. Соединение с Европой не означает, что Грузия должна отказаться от Востока. Исходя из географических условий, она должна поддерживать дружеские отношения и с восточными странами.
Что касается Азербайджана или Турции, то не думаю, что это чисто восточные страны – там тоже много аспектов, базирующихся на европейских стандартах. Я уверен, что в один прекрасный день Азербайджан станет частью ЕС.
- Если, скажем, уже в это воскресенье в Грузии пройдут выборы, за кого, по-вашему, проголосует грузинский народ?
- Саакашвили сейчас в тюрьме, то есть в положении узника и изгоя. Ряд стран признали, что он политический заключенный. С другой стороны, Иванишвили имеет большое влияние на политические институты Грузии, поэтому, безусловно, народ проголосует за «Грузинскую мечту».
- Какие сферы Грузии затронула русско-украинская война?
- Грузию эта война затронула в эмоциональном плане, потому что страна поддерживает украинский народ. Надо принять во внимание и то, что не все россияне поддерживают Путина. Это война Кремля против украинского народа, но она во многом определяет международную политику Грузии.
- Каким вы видите исход этой войны?
- Думаю, что война еще продолжится и будет расширяться за счет других конфликтов.

- Стоит ли ожидать каких-либо угроз со стороны России в отношении Грузии?
- Не думаю, что сейчас Россия сможет воевать на нескольких фронтах. Пока, во всяком случае, она не стремится присоединить к себе Южную Осетию, потому что для поддержки этого региона ей потребуются большие расходы. Материальные ресурсы у Москвы на данном этапе на исходе. Поэтому она и держит Самачабло (груз. название Южной Осетии - ред.) в подвешенном состоянии.
- И все же когда, по-вашему, Грузия сможет вернуть свои оккупированные территории?
- Это в отдаленной перспективе… Для этого Россия должна распасться на несколько государств, после чего начнется самоопределение осетин и абхазцев.
- Какие глобальные процессы ожидаются на Кавказе в ближайшее время?
- Кремль будет стараться разыгрывать межнациональные конфликты. Мы на Кавказе должны быть очень осторожны, чтобы наши братские отношения не пострадали из-за кремлевских пропагандистов. Полагаю, что и Азербайджан, и Армения, и Грузия должны найти в себе силы, чтобы поддерживать друг друга. Очень бы хотела, чтобы между Арменией и Азербайджаном уменьшилось напряжение и Кавказ стал единым цивилизованным центром на карте.







