Новая стратегия Израиля приносит плоды Обзор Шерешевского
Различные издания и эксперты продолжают обсуждать последствия убийства Исмаила Хании.
Иранские власти произвели десятки арестов в связи с убийством руководителя палестинской организации ХАМАС, Исмаила Хании, указывает израильское издание Джерузалем пост.
Два источника, которые связались с американским изданием The New York Times, утверждают, что, по мнению Ирана, ликвидаторы из Моссада все еще находятся в стране, и власти проводят мероприятия с целью их розыска.
Иран арестовал десятки людей в поисках информации, связанной с убийством Исмаила Хании, сообщает The New York Times (NYT). Среди арестованных - старшие офицеры разведки, военные и сотрудники гостиницы, где останавливался Хания и где он был впоследствии убит.
По сообщениям издания, расследование ведет специализированное разведывательное подразделение Корпуса стражей Исламской революции (КСИР).
1 августа израильские военные также заявили, что три недели назад ими был убит с помощью специальной противобункерной бомбы руководитель военного крыла ХАМАС, Мохамед Дейф. Если это правда, это означает удар одновременно по военному и политическому крылу организации с целью ее дезорганизации.
Также 30 июля был убит ударом ракеты в Бейруте начальник генштаба Хезболлы, Фуад Шукр, второе лицо в этой организации. Ливанская Хезболла, ХАМАС, режим Асада в Сирии, ряд группировок иракских ополченцев и йеменские хуситы входят в т.н. «Ось сопротивления» - проиранский блок, который ведет военные действия с Израилем и союзными Израилю США за доминирование на Ближнем Востоке.
Хания, приехавший в Иран на церемонию приведения к присяге нового президента Масуда Пезешкиана, был убит в среду. Несмотря на первоначальные сообщения о том, что он погиб в результате израильского авиаудара, источники издания The New York Times подтвердили, что он был убит в результате того, что в гостиницу, где он остановился, было тайно пронесено взрывное устройство.
Израиль, несмотря на международные обвинения, не взял на себя ответственность за ликвидацию Хании.
Аналитики, комментирующие эту ситуацию, отмечают, что убийство лидера ХАМАС на иранской земле, в иранской столице, сразу после торжественной церемонии инаугурации нового президента, может стать мощным ударом по властям Ирана. Оно демонстрирует лидерам боевиков, что нахождение в Иране больше не делает их неприкасаемыми. Однако, что более важно, эти израильские удары ставят под угрозу сам правящий режим Ирана.
«Растущее понимание того, что Иран не может защитить ни самого себя, ни своих ключевых союзников, может стать фатальным для иранских властей, потому что это, по сути, сигнал для его врагов, что, если они не могут свергнуть Исламскую Республику, они могут обезглавить ее», - сказал в интервью NYT Али Ваэз, директор по иранскому отделу Международной кризисной группы.
«Эта брешь в иранской системе безопасности потребует различной политики и стратегии; это могут быть аресты шпионов, если имело место проникновение, или возмездие, если операция проводилась из-за пределов страны, или сочетание того и другого», - сказал тому же изданию Сасан Карими, политический аналитик из Тегерана.
В настоящее время иранские следователи просматривают многомесячные записи с камер наблюдения в гостевом доме, проверяют каждого посетителя, который входил в помещение.
Источники сообщили The New York Times, что Иран убежден: убийцы все еще находятся в стране, и власти ждут, когда их схватят и арестуют.
Анонимный чиновник КСИР (Корпус стражей исламской революции - вторая религиозная иранская армия, наряду с обычной армией) также сообщил изданию The New York Times, что, хотя ему ничего не известно об арестах, за последние два дня были полностью пересмотрены протоколы безопасности для высокопоставленных чиновников. Некоторые из них были перемещены, а электронное оборудование других было заменено.
Израильская исследовательница Ближнего Востока, бывший депутат Кнессета Ксения Светлова, сообщает, что сын новоизбранного президента Ирана Юсуф Пезешкиан заявил, что главные цели Ирана - это не война с Израилем, а война с бедностью, неравенством и транжирством в правящих структурах Ирана. «Такие речи - указывает Светлова - вряд ли пришлись по душе главам КСИР, которым принадлежат не только гостиничные комплексы, но и многочисленные заводы, предприятия, торговые сети, строительные фирмы и тд. Им гораздо выгоднее продолжать бесконечную борьбу с Израилем и спокойно пилить бюджет».
Израильский публицист Давид Вейнберг отмечает, что, возможно, удары 30/31 июля стали началом освобождения израильских политиков от «неподъемных военных и дипломатических наручников», которые пытались надеть на них в Вашингтоне.
По его мнению, ставя под угрозы жизни правящей верхушки боевых группировок, которые ведут с Израилем войну, и верхушки правящего класса самого Ирана, Израиль стратегически «выходит из тупика».
Несколько недель назад высокопоставленные израильские офицеры генштаба дали интервью изданию The New York Times. Они утверждали, что война в Газе зашла в тупик и ее продолжение не имеет смысла. Израильская армия входит в районы Газы, подавляя сопротивление ХАМАС, и затем выходит оттуда. После этого боевики восстанавливают свой контроль, поднимаясь на землю из подземных тоннелей. Уничтожить большинство из них Израиль не может. По словам высокопоставленных израильских военных, они больше не видят смысла в продолжении операций в Газе. Армия не может уничтожить ХАМАС, у нее не хватает боеприпасов, техника ломается из-за отсутствия запчастей, наблюдается снижение мотивации военных. Проблемы со снарядами могут быть связаны с ограничением поставок из США.
Запад навязывает Израилю прекращение военных операций, и его усилия представляют собой «смирительную рубашку», жалуется Вейнберг.
Однако в Израиле пытаются противостоять этим усилиям. Возможно, удары 30/31 июля - это начало освобождения израильского государства от военных и дипломатических наручников, которые Вашингтон пытается надеть на него.
Радикальная эскалационная стратегия Израиля поставила под угрозу руководство Ирана, выставив его незащищенным. Если можно было поразить ракетой с невидимого беспилотника высокого и тщательно охраняемого гостя в столице Ирана, это означает огромный перевес Израиля в военных технологиях. Но если Исмаилу Хании подложили бомбу прямо в номер, это еще хуже для Тегерана. Ведь это указывает на деградацию иранской верхушки, часть которой готова на всё... в том числе на обострение внутренней борьбы за власть.
Главный вопрос, который сегодня следует задать - где сторонники Израиля или внутренние враги верховного лидера установят бомбу в следующий раз?