«Перед Южным Кавказом стоят гораздо более серьезные вызовы, чем конфликты с соседями» Caliber.Az из Тбилиси
Интервью Caliber.Az с грузинским политологом, экспертом в сфере международных отношений, сотрудником Госуниверситета Ильи в Тбилиси и Университета Глазго (Великобритания) Георгием Одошашвили.
- Хотелось бы узнать ваше отношение к новой грузино-американской концепции военного сотрудничества. Что она дает Тбилиси?
- США и Грузия являются стратегическими партнерами. Грузия - один из ключевых союзников США в Восточной Европе, она была третьим по величине поставщиком войск в войне в Ираке и крупнейшим донором на душу населения в возглавляемой США миссии в Афганистане.
Соединенные Штаты, со своей стороны, активно помогают Грузии в укреплении ее государственных институтов на фоне усиливающегося давления на страну ее северного соседа России. Начиная с 1991 года американцы предоставили нам финансовую помощь на сумму более 3 миллиардов долларов.
США тесно сотрудничают с Грузией в целях обеспечения взаимной безопасности, борьбы с терроризмом.
Грузинский народ принял твердое решение о западной ориентации, и в 2008 году почти 78% грузин проголосовали за это на консультативном референдуме о вступлении в НАТО. Так что Тбилиси давно и бесповоротно выбрал тесное сотрудничество с евроатлантическими организациями и акторами.
- Как вы оцениваете нынешний внешнеполитический курс Грузии?
- У меня вызывает некоторые сомнения отношение нашего правительства к военным действиям России в Украине, в частности, неясны мотивы, отчего Тбилиси осудил Москву, но не присоединился к санкциям. Это прослеживается с самого начала войны. Нынешнее правительство в основном не решается действовать против России.
В конституции Грузии (глава 12) записано, что страна должна интегрироваться в евроатлантические структуры, и конституционные органы должны сделать все возможное, чтобы способствовать этому своей работой. Сейчас страна заполнила анкету комиссии Евросоюза, и напряженность нарастает, поскольку все общество ждет ответа от Брюсселя - получим ли мы статус кандидата в члены ЕС или нет. Но действия правительства и его неформального главы Иванишвили (имевшего в прошлом тесные связи с Россией) вызывают сомнения.
- Как долго, по вашему мнению, Грузии придется ждать полноправного членства в ЕС и НАТО?
- Грузии нужно много работать и много чего еще реформировать. Страна (по формальному, а не политическому) признаку еще не готова к вступлению в ЕС и НАТО. Тем не менее геополитическая ситуация, а также нынешние вызовы международной системе безопасности могут ускорить некоторые события и приблизить трио Украины, Молдовы и Грузии к дверям евроатлантической семьи. Но я думаю, что еще многое предстоит сделать. Невозможно назвать точную дату.
- Какие надежды вы возлагаете на формат сотрудничества Грузия-Азербайджан-Турция?
- Этот формат является важным механизмом многостороннего сотрудничества, особенно в регионе. Это приведет ко многим серьезным форматам общей работы, которые повысят интерес к региону и увеличат его привлекательность.
- Почему, на ваш взгляд, в 1918 году, сразу после образования, Армения стала предъявлять территориальные претензии к своим соседям - Азербайджану и Грузии?
- Территориальные вопросы очень часто возникают на международной арене не только на Кавказе, но и во всем мире, что может быть вызвано историческим прошлым, участием третьих лиц и т. д. Это длинная и бесконечная тема, и ее должны оценивать историки.
- Азербайджан и Армения сформировали государственные комиссии по делимитации границ. Как скоро, по-вашему, начнется сам процесс упорядочения границ и вообще - возможен ли стабильный мир между армянами и азербайджанцами?
- Думаю, возможен, и это неизбежно. Перед Южным Кавказом стоят и гораздо более серьезные вызовы, чем конфликты с государствами-соседями (да, проблема есть, и ее необходимо решить как можно скорее). Мир и сотрудничество после решения различных вопросов крайне важны для региона, особенно когда международная система изменяется и появляются новые акторы, такие как Китай. Я думаю, что мир между Арменией и Азербайджаном очень сложен и труден, но возможен и неизбежен.
- Как вы оцениваете нынешний уровень грузино-азербайджанских отношений?
- Мы являемся близкими друзьями, и издавна бытующим сотрудничеством между нами могут гордиться обе стороны. Бывший президент Саакашвили охарактеризовал эти отношения так: «Кто бы ни противостоял Азербайджану или Грузии, является врагом обеих наших стран». Нынешнее правительство продолжает укреплять связи с Азербайджаном, и хотя есть некоторые разногласия, обе стороны поддерживают как интенсивные деловые, так и теплые дружеские отношения, что очень важно для нашего региона.