Прогноз Сакса: Конфликт с Ираном превратится в Третью мировую войну? Экспертные мнения на Caliber.Az
Американский экономист, директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета (Нью-Йорк) профессор Джеффри Сакс заявил, что вооруженный конфликт США с Ираном с высокой вероятностью может превратиться в Третью мировую войну. «США не заинтересованы в войне с Ираном, потому что у Ирана есть союзники, включая Россию. Так что война с Ираном с легкостью превратится в Третью мировую войну, а Третья мировая — в ядерную войну», — сказал он в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону. Эксперт добавил, что Израиль пытается втянуть США в «более масштабную войну на Ближнем Востоке, которая на 100% противоречит американским интересам».
Насколько вероятно развязывание Третьей мировой войны и ее превращение затем в ядерную именно с этого региона? И насколько прав эксперт, полагая, что Израиль пытается втянуть США в «более масштабную войну на Ближнем Востоке»? Разве такое в интересах этой страны? Ведь это прямо грозит ее существованию – Америка далеко, а Израиль, можно сказать, рядом с Ираном, в этом же регионе.
Своим мнением об этом поделились с Caliber.Az известные иностранные эксперты.
Специалист по Кавказу, исламскому миру и Ближнему Востоку, глава Института Восточного партнерства (Иерусалим) Авраам Шмулевич считает, что начало Третьей мировой войны — абсолютно невероятная вещь.
«При данном раскладе это невозможно, тем более из-за конфликта в Иране. Нужно понимать, что даже если начнется масштабное столкновение между Израилем вместе с США и Ираном, совершенно невозможно представить, что Россия в этом случае вступится за Тегеран. Между Россией и Ираном существуют достаточно сложные и противоречивые отношения. Это отнюдь не стопроцентный союз. То же самое касается отношений между Россией и Китаем. И между Ираном и Китаем тоже нет никакого военного союза. Китай использует Иран для получения нефти, но это не значит, что ради него он станет жертвовать какими-то своими интересами. Если даже Иран в нынешнем виде прекратит существование, Китай и Россия сильно не пострадают. Предполагать, что если произойдет удар по Ирану, то Россия нанесет ответный удар по США, и к этому подключится КНР, — это абсолютно не имеющая отношения к действительности фантазия. Тут даже обсуждать нечего», — убежден глава института.
Что касается заинтересованности Израиля развязать войну на Ближнем Востоке, это клише из антиизраильской пропаганды, объясняет он.
«Израиль не заинтересован в войне, и ни одна война, которая происходила вокруг него, не была начата Израилем. Я хочу напомнить всем, что это именно Иран выдвигает требование уничтожения Израиля. Это записано даже в программных документах ИРИ. Это именно Иран является агрессором. Он нападает на Израиль сейчас уже напрямую, а много лет до того силами своих прокси вел войну против него. Естественно, Израиль наносит ответные удары, но он заинтересован в прекращении нападений на себя. Если бы ХАМАС и «Хезболла» оставили Израиль в покое, ему этого было бы достаточно. Но этого не произойдет, потому что оба эти террористические движения финансируются и направляются Тегераном. Поэтому для Израиля было бы логично нанести удар по центру, из которого для него исходит угроза. В этом также были бы заинтересованы арабские страны, граничащие с ИРИ, которые терпят еще больший ущерб от Ирана, подвергаются угрозам с его стороны. В первую очередь это ОАЭ и Саудовская Аравия. Известно, что во времена Обамы, который косвенно поддерживал Иран (как его поддерживает и Байден), были обострены ирано-израильские отношения, и Саудовская Аравия умоляла Израиль нанести удар по ИРИ, предоставляла свое воздушное пространство и т. д. Я думаю, если бы тогда Израиль решился на такой удар, это вызвало бы тайную поддержку со стороны Бахрейна, Эмиратов и Саудовской Аравии.
Однако Израиль заинтересован в том, чтобы все проблемы были решены без войны, ибо любая война — это риск. Но я не думаю, что это возможно. Израилю рано или поздно придется нанести этот удар, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Иран не оставляет Израилю другого выхода.
Что касается попытки втянуть США в войну на Ближнем Востоке, нет, Израиль не заинтересован в полномасштабной войне, он хотел бы только избавиться от постоянных нападений, инициируемых Ираном.
Полномасштабную войну в этом регионе очень трудно себе представить. Я напомню, что у Израиля есть мирные договоры и даже соглашения о военно-техническом сотрудничестве с рядом арабских государств, которые недовольны происками Ирана на своих территориях путем поддержки антиправительственных групп боевиков», — отметил эксперт.
Однако, по его словам, более интересно то, как появилось это самое интервью Сакса.
«Колумбийский университет действительно является одним из крупнейших американских интеллектуальных центров, в том числе в вопросах внешней политики. Что касается Такера Карлсона, то это один из самых популярных американских журналистов, близких к Республиканской партии, и данная статья отражает те противоречия, ту борьбу, которая ведется вокруг Израиля в американском истеблишменте. В последнее время принято считать, что Демократическая партия занимает антиизраильскую позицию. Это не совсем верно. Это касается радикальной части партии демократов, которая состоит из явных антисемитов, выступающих против существования Израиля. Но они не составляют большинства в Демпартии. И такие же антиизраильские силы есть и среди тех, кто поддерживают республиканцев. Неслучайно большая часть американских евреев голосует традиционно за демократов, потому что в ядро Республиканской партии входят и христианские фундаменталисты, часть из которых настроена произраильски, а часть — антисемитски. И позиция Карлсона в отношении Израиля достаточно неоднозначна. Он часто приглашает к себе антиизраильски настроенных авторов, и вышеуказанное интервью тоже нужно воспринимать в таком контексте. И даже в контексте американской предвыборной борьбы, когда формируется позиция республиканцев по отношению к Израилю.
Возвращаясь к началу, Израиль не заинтересован в развязывании войны, однако война против Израиля уже развязана. Но правительство Нетаньяху хочет отложить иранский вопрос в долгий ящик и не хочет рисковать, нанеся полномасштабный удар по Ирану», — пояснил Шмулевич.
Американский аналитик и публицист Самсон Кацман отметил в свою очередь, что после произошедшего 7 октября 2023 года нападения на юг Израиля со стороны ХАМАС, боевики которого в течение суток убили 1200 израильтян, включая стариков, женщин, детей, и увели в заложники в Газу 242 человека, фокус внимания мировых СМИ от российско-украинского конфликта переместился на Ближний Восток.
«Ответственные мировые игроки, в первую очередь США, предпринимают немалые усилия, чтобы не дать продолжающейся войне ЦАХАЛ против ХАМАС, сопровождающейся атаками на Израиль других иранских прокси, «Хезболлы» и йеменских хуситов, перерасти в масштабный региональный конфликт, у которого есть риск вовлечения и других стран за пределами Ближнего Востока (Россия, Китай).
В развернувшемся бурном обсуждении событий на Ближнем Востоке особенно достаётся подвергшемуся террористической атаке Израилю. Как со стороны европейских, так и со стороны американских левых. Внимание наблюдателей привлекло интервью профессора Колумбийского университета Джеффри Сакса известному консервативному журналисту Такеру Карлсону, в котором он высказал тревогу по поводу возможности перерастания конфликта на Ближнем Востоке в Третью мировую войну.
Не берусь судить, насколько компетентен экономист Джеффри Сакс в геополитике. Хочется думать, что его компетенция всё же выше, чем у студентов его университета, бодро маршировавших по кампусу Колумбии с откровенно нацистским лозунгом «From the river to the sea Palestine will be free» – «От реки и до моря Палестина будет свободной», и бывших совершенно безмолвными, когда им задавали вопрос, о какой, собственно, реке и каком море идёт речь (в лозунге-речёвке подразумевается «свободная от евреев» земля Израиля от реки Иордан до Средиземного моря. В американском кампусе левые солидарны как с ХАМАСом, так и с гитлеровским фашизмом. Сравним «зачищенную от евреев» Палестину с «judenrein» германских нацистов). Однако, хочу заметить, что с логикой у Джеффри Сакса далеко не всё в порядке. Именно просьба Обамы украинскому руководству не оказывать сопротивления российской аннексии Крыма вместе с позорным, хаотичным и беспорядочным выходом США из Афганистана проложили дорогу к 24 февраля 2022 года, широкомасштабной агрессии России против Украины», - считает аналитик.
Заметим, говорит он, что Сакс далеко не первый и уж совсем не оригинальный в своих заявлениях.
«Совсем недавно очень созвучный нарратив высказал глава МИД России Сергей Лавров: «...на данный момент создается впечатление, что единственный, кто хочет большой войны между Ираном, Израилем с вовлечением соседних стран, – это сам Израиль. Правительство этой страны особо не скрывает, что они хотят воспользоваться ситуацией, чтобы раз и навсегда попробовать решить все проблемы и с ХАМАС, и с «Хезболлой», и с проиранскими группировками в Сирии и Ираке». Что ж, трудно не согласиться с этой оценкой ситуации. И в самом деле, из-за обстрелов «Хезболлой» севера Израиля 80 тысяч израильтян стали внутренними беженцами в своей стране. Разве они не имеют права вернуться в свои родные дома и не быть обстрелянными ракетами и дронами «Хезболлы»? То же относится и к югу Израиля – разве жители Сдерота, Офакима, других городов и посёлков израильского юга не заслуживают мирной жизни без обстрелов со стороны ХАМАС, Исламского джихада и других террористических организаций Сектора Газа?
Пытается ли Израиль «втянуть США в более масштабную войну на Ближнем Востоке»? Я бы оценил сложившуюся ситуацию так: Израиль не стремится к эскалации, но если Иран совершит нападение, то израильский ответ последует. Очень хочется надеяться, что в этом случае, вопреки желанию Сакса и других леваков из американского академического истеблишмента, США всё-таки поддержат своего главного союзника и единственную демократию на Ближнем Востоке», — сказал эксперт.
В этом месте, отметил он, возникает самый существенный вопрос – какова вероятность иранского «отложенного ответа» Израилю?
«Думается, к описанию того, что происходит, очень подходит русская поговорка «видит око, да зуб неймёт». Проба сил и возможностей друг друга уже состоялась: ликвидация Израилем 1 апреля в Дамаске генерала КСИР Мохаммеда Резы Захеди, как утверждают, главного «проектировщика» резни 7 октября; иранский ответный удар 15 апреля по Израилю – самая большая в мировой истории атака 350 дронов и крылатых ракет; последовавшая за этим «ответка» еврейского государства 19 апреля по Ирану, очень точечная и ограниченная, но достаточно убедительная для того, чтобы Тегеран задумался об израильских военных возможностях. Сюда добавим убийство 19 июля 50-летнего израильтянина Евгения Фердера запущенным из Йемена хуситским дроном иранского производства и последовавший на следующий день израильский ответный воздушный рейд на йеменскую Ходейду.
Представляется, что режиму аятолл, которому очень хочется «сохранить лицо», что называется, и хочется, и колется. И если бы Иран, который привык действовать чужими руками через своих прокси, мог бы это безболезненно сделать, то уже давно сделал бы. Так что вероятность предсказаний профессора Сакса я бы в данный момент оценил как не очень высокую. И, поскольку политика – дело невероятно циничное, я не исключаю ведущихся Ираном при участии США и России за кулисами переговоров из разряда «ну, мы вас для вида по щеке один раз ударим, но не сильно, и вы уж, пожалуйста, не отвечайте, это же только на публику». Ближайшие недели внесут ясность в эти прогнозы», - резюмировал Кацман.