Реальность Азербайджана: инвестиционный рейтинг и минимальный долг Расклад Хазара Ахундова
Привлечение средств международных доноров для реализации различных капиталоемких проектов, окупаемость которых требует длительного периода времени, — общепринятая мировая практика. Внешние заимствования немаловажны и для Азербайджана, однако в последние годы правительство придерживалось в этом вопросе консервативных сценариев. Благодаря этому наша страна сегодня одна из наиболее благополучных в мире по соотношению внешнего долга к ВВП, и этот факт зафиксирован в прогнозах ряда международных рейтинговых агентств. О текущей ситуации зашла речь на днях на заседании коллегии Министерства финансов АР, где обсуждалась работа, проделанная Агентством по управлению государственным долгом и финансовыми обязательствами в 2025 году.
Согласно подсчетам Международного валютного фонда (МВФ), в 2025 году размер глобального госдолга составил $110–111 трлн, увеличившись до порядка 94% мирового ВВП. Данный тренд обусловлен замедлением глобального экономического роста, торговым и тарифным противостоянием, высокой волатильностью на рынках, что вынуждает государства наращивать заимствования. Крупнейшими должниками мира являются США, Китай, Япония, Великобритания и Франция, на их долю в общей сложности приходится почти $75 трлн от общего объема глобальной долговой ноши.
Мировые эмиссионные центры традиционно живут в долг, перекладывая эту ношу через «печатный станок», механизмы ценных бумаг и гособязательств на весь остальной мир. Однако в постпандемический период ситуация заметно ухудшилась. По оценкам экспертов, «окно бюджетных возможностей» у большинства развитых государств мира в последние годы ощутимо сужается, напротив, растут потребности в дополнительных расходах — например, на энергопереход, поддержку стагнирующей промышленности и затратные социальные проекты, при этом перспективы роста экономик на данном этапе в Европе и США достаточно скромны. На развивающихся рынках с сильной зависимостью от сырьевого экспорта также наблюдается слабость монетарной и фискальной политики, и в складывающихся обстоятельствах правительства пытаются восполнить дефицит бюджета за счет наращивания внешнего долга. В этой связи в МВФ не исключают, что в случае реализации наиболее пессимистичных сценариев к 2027 году объем совокупной задолженности может превысить 117% от мирового ВВП.

В качестве одной из развивающихся стран мира, проводящей подобную рисковую политику, можно назвать Армению: так, по состоянию на начало 2026 года совокупный государственный долг соседнего государства составил $14,5 млрд и в течение прошлого года возрос на 13,1% год к году. В том числе внешний долг превысил $8 млрд, увеличившись с 2018 года на 80%. По итогам 2025 года соотношение государственного долга Армении к ВПП оценивается на уровне 51,5%, в то же время в рамках бюджетной политики в текущем году планируется довести уровень госдолга до 55% от валового внутреннего продукта. Согласно озвученным в последние годы оценкам, высокая доля государственного долга, выраженного в иностранной валюте, и в целом высокая долларизация финансового сектора мешает устойчивому и последовательному развитию Армении. Республика явно живет не по средствам, и эти факторы выводят в зону риска ее страновые показатели по кредитоспособности, снижают рейтинги банковской системы, не говоря уже о тяжком бремени для будущих поколений.
А как же в этом плане обстоят дела в Азербайджане? Здесь следует отметить, что по показателю совокупного внешнего долга (total external debt) по отношению к ВВП наша страна за последнее десятилетие заняла одну из лидирующих позиций не только на постсоветском пространстве, но остается одной из самых благополучных в регионе Центральной и Восточной Европы. По состоянию на 1 января 2026 года внешний государственный долг Азербайджана составил чуть более $4,813 млрд, что соответствует 6,3% фактического ВВП за 2025 год. Столь благоприятное соотношение внешнего долга к ВВП уводит отечественную финансовую систему из зоны риска, а также позволяет нашей стране расходовать ощутимо меньше средств в будущем на погашение внешнего долга.

Позитив в данной сфере был вновь отмечен и на состоявшемся в минувшую среду заседании коллегии Минфина АР под председательством министра финансов Сахиля Бабаева: «Социально-экономический рост и макроэкономическая стабильность в нашей стране положительно влияют на исполнение госбюджета, создавая условия как для полного выполнения прогнозов по доходам и расходам, так и для соблюдения фискальной дисциплины и дальнейшего укрепления финансовых позиций». По словам министра, стратегические цели, определенные обновленной Стратегией долга на 2022–2025 годы, полностью достигнуты. Были соблюдены такие приоритетные показатели, как поддержание отношения общего госдолга к ВВП ниже 30% и непревышение внешним госдолгом критической отметки в $10 млрд. Наряду с этим, для удержания риска процентных ставок на приемлемом уровне до конца прошлого года доля долга с плавающей ставкой в общем портфеле не превысила 50%, также было обеспечено расширение внутреннего заимствования при постепенном сокращении внешнего госдолга, а также поэтапное увеличение среднего срока погашения государственных ценных бумаг.
В ходе коллегии был представлен отчет Агентства по управлению госдолгом и финансовыми обязательствами за прошлый год: так, на 1 января 2026 года общая сумма госдолга (внутренний и внешний) Азербайджана чуть превысила 25,987 млрд манатов, что эквивалентно 20,1% ВВП. По сравнению с началом года совокупный долг сократился на 5,1% или на 1 392,7 млн манатов. Причем здесь необходимо особо отметить, что в структуре госдолга лишь около 31,5% приходится на поэтапно снижающийся внешний долг, а остальное составляет внутренняя задолженность.
Немаловажно также наличие у нашей страны мощной финансовой подушки безопасности: согласно данным Центробанка Азербайджана (ЦБА), стратегические золотовалютные резервы страны по итогам прошлого года достигли $85,1 млрд, и наличие столь мощного буфера обеспечивает стабильность и эффективно снижает риски в сфере долговых обязательств республики.

Сравнительно небольшой внешний долг и значительные золотовалютные резервы являются решающими факторами в повышении страновых показателей международными донорами и рейтинговыми организациями.
«Два ведущих рейтинговых агентства повысили наш кредитный рейтинг. Это были рейтинговые агентства Moody's и Fitch – они повысили рейтинг до инвестиционного уровня, а прогноз также был улучшен со «стабильного» до «позитивного», - отметил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам в январе текущего года. - И это не только вопрос престижа, хотя это и так, но это также позволяет нам брать кредиты по более выгодной ставке».
Глава государства также отметил, что с учетом высокой стабильности внешнего долга страны принято решение о дополнительном заимствовании сравнительно небольших объемов средств – 3-4 млрд долларов для финансирования транспортных проектов, начинаний в области улучшения водоснабжения, канализационных систем, а также систем связности. В частности, очень скоро, учитывая огромный спрос, планируется принятие масштабной программы водоснабжения и канализации для Баку, Сумгайыта и Хырдалана, для всего Абшеронского полуострова. Речь идет об управлении водными ресурсами, включая введение в строй первой в Азербайджане опреснительной установки промышленного типа, которая покроет значительную часть спроса на питьевую воду, строительстве новых каналов для обеспечения большего количества воды для сельского хозяйства. Зарубежные кредиты могут понадобиться и для решения транспортных проблем столицы: например, для развития программы строительства десяти дополнительных станций метро в Баку, прокладки новых мостов и туннелей, финансирования иных инфраструктурных проектов.







