Россия vs НАТО: кто кого проверяет на прочность? Кудряц и Притчин на Caliber.Az
Вызвавшие ажиотаж в небе Балтии российские МИГи, нарушившие, по утверждению Таллинна, воздушное пространство страны, и другие инциденты с российскими самолетами, произошедшие в сентябре, стали поводом для новой беспокойной риторики стран ЕС о вероятном прямом столкновении НАТО и РФ.
Так, целый ряд европейских политиков призвал к жесткому реагированию на подобные вызовы.
«Мы будем решительно реагировать на каждую провокацию, одновременно укрепляя восточный фланг. По мере роста угроз будет усиливаться и наше давление», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, отметив также, что на данный момент угрозы третьей мировой войны не существует.
В то же время, по мнению украинского политика Алексея Арестовича, столкновение сил НАТО и России вполне возможно, но обеим сторонам в этой войне «будет сложно».
Есть ли вероятность прямого столкновения военного потенциала НАТО и России? Насколько велика эта угроза, и что думают об этом в Москве? На эти вопросы Caliber.Az отвечают германский и российский политологи.
Так, германский политолог Евгений Кудряц отметил, что после эксцессов в небе Эстонии, в Польше, над Балтийским морем, когда Германия была вынуждена послать два истребителя для перехвата самолета-разведчика, в Европе вновь заговорили об угрозе Третьей мировой войны и столкновении НАТО с Россией.
«После этих инцидентов некоторые европейские политики всерьез заявили, что нужно сбивать российские самолеты. В частности, об этом сказал спикер по вопросам внешней политики фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Юрген Хард. Он сказал, что после повторных нарушений воздушного пространства государств НАТО российскими боевыми самолетами должна последовать жесткая реакция, вплоть до сбивания их на территории Альянса. С аналогичными заявлениями выступил президент Чехии Петр Павел, министр обороны Великобритании Джон Хили, несколько балтийских политиков, президент Финляндии Александер Стубб», — подчеркнул эксперт.
По его мнению, если в ближайшее время что-то подобное повторится, то вполне можно будет утверждать, что РФ провоцирует страны НАТО на то, чтобы они сбивали ее самолеты, или возникали инциденты, которые бы угрожали ее истребителям.
«Россия, как всегда, утверждает, что она тут ни при чем, но если такой инцидент произойдет, то это может послужить причиной для непосредственного столкновения стран НАТО и РФ. Надеюсь, что до этого не дойдет, но есть ощущение, что Москва специально проверяет Альянс на прочность. Европа готова реагировать на эти вызовы: со своей стороны НАТО инициировало операцию Eastern Sentry («Восточный страж»). К ней уже присоединились 10 стран, это прямой ответ на угрозы со стороны России. Хотя насколько он будет удачным, покажет время», — заключил Евгений Кудряц.
В свою очередь, по мнению российского политолога, кандидата исторических наук, заведующего сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН (Москва) Станислава Притчина, прослеживается попытка стран Европейского союза — как наиболее ревностных сторонников Украины в вопросе продолжения конфликта, максимальной его эскалации — несоглашательства с любыми переговорными условиями по разрешению конфликта. Такая риторика служит инструментом давления и формирования определенной повестки в ЕС.
«Та же ситуация с российскими дронами вызывает огромное количество вопросов, потому что если посмотреть, сколько дронов залетело, принять во внимание, что они были без боевой части и долетели фактически до середины Польши, то это невозможно для дронов, если бы они были пущены со стороны России», — сказал эксперт.
По его словам, именно данные факты вызывают массу вопросов и сомнений относительно источника происхождения этих аппаратов: «То есть это однозначно дроны, которые попали в руки украинской стороны, были восстановлены и отправлены в сторону Польши для того, чтобы продемонстрировать, что у РФ есть какие-то планы по эскалации конфликта и продолжению войны, в том числе и с Польшей, чего у России, конечно, нет», — заявил политолог.
Он отметил, что цель таких действий — создать у европейской аудитории впечатление о якобы российской угрозе: «Очевидно, что цели специальной военной операции заключаются в совершенно другом, а не в эскалации с Европейским союзом».
«В этом же ключе можно рассматривать и нагнетание обстановки, градуса напряженности в вопросе с российскими МИГами, которые летели на нейтральной территории транзитом в Калининградскую область. Официальная позиция Российской Федерации заключается в этом — не было никаких других подспудных целей. Однако мы видим, насколько информационное пространство Европейского союза легко управляемо — сразу же однозначно был поставлен вопрос о том, что Россия хочет использовать военную технику для того, чтобы нанести удар по странам Балтии, по еще каким-то государствам, что, естественно, совершенно выходит за рамки тех целей и задач, которые стоят перед Вооруженными силами Российской Федерации», — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что подобные обвинения не соответствуют реальным задачам российских вооруженных сил и часто преувеличиваются в СМИ.
«Мне кажется, что по большей части здесь истерия и нагнетание со стороны Европейского союза как раз для того, чтобы создать информационную картинку для своих обществ, своих избирателей, что Россия хочет напасть на ЕС, и это реальная угроза, поэтому необходимо тратить огромное количество бюджетных средств на покупку оружия для Украины вместо решения социально-экономических вопросов у себя. Таким образом, главная цель всей этой кампании — мобилизовать бюджеты и общественное мнение внутри стран Евросоюза, отвлекая внимание от внутренних проблем», — резюмировал С. Притчин.