Шаг Пакистана как намек на необратимость мира Три экспертных мнения на Caliber.Az
Министр иностранных дел Республики Армения Арарат Мирзоян и вице-премьер, министр иностранных дел Исламской Республики Пакистан Мохаммад Исхак Дар подписали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Арменией и Пакистаном.
Не является ли это свидетельством того, что мир между Арменией и Азербайджаном уже необратим? Ведь Пакистан не предпринимал подобных шагов с Ереваном со времён распада СССР.
Известные эксперты прокомментировали эту тему в беседе с Caliber.Az.
Польский аналитик из Жешувского университета, главный редактор журнала «Кавказ: прошлое, настоящее, будущее» Дариуш Попек считает, что после возвращения Карабаха у Баку больше не осталось ни формальных, ни моральных оснований для продолжения военных действий.
«Учитывая, что Азербайджан стремится превратить Южный Кавказ в международный центр торговли с Востоком и перевалки сырья — как собственного, так и центральноазиатского, — нагнетание напряжённости и угроза конфликта не были бы выгодны Баку в отношениях с потенциальными экономическими партнёрами.
После возвращения утраченных территорий правительство в Баку решило взять курс на экономическую интеграцию стран Южного Кавказа и, как следствие, их общее развитие. Наибольшую выгоду от этого получит Азербайджан, предрасположенный к этому благодаря своим географическим, экономическим и демографическим характеристикам.
У Баку есть и иные инструменты влияния на политику Армении без применения силы. Россия, очевидно, станет главным конкурентом Азербайджана на этом поле и уже показала пример подобного подхода.
Другой игрок — Китай, десятилетиями реализующий долгосрочную стратегию интеграции рынков и транзитных маршрутов своей продукции. Азербайджан и весь регион стремятся встроиться в эту систему.
Похоже, это понимает и правительство Армении. Придя к власти на волне Бархатной революции, они ставили целью деэскалацию конфликта с соседями, чтобы ослабить зависимость от России и открыть Армению миру», — отметил Попек.
По его словам, без решения карабахского вопроса это было невозможно.
«Конечно, этот процесс должен был занять годы, чтобы быть воспринятым армянским обществом. Однако подготовка России к войне в Украине ускорила его развитие.
В результате полного освобождения Карабаха Азербайджаном в 2023 году было устранено препятствие в виде 30-летнего «неразрешимого» конфликта между двумя странами.
Теперь Азербайджан, очевидно, будет использовать своё доминирующее положение в отношениях с Арменией и Грузией для формирования общего экономического потенциала. При политической поддержке Турции и экономическом взаимодействии с Китаем это позволит выстроить сбалансированные отношения с Россией, чьи интересы в регионе по-прежнему глубоко укоренены», — резюмировал эксперт.
Политолог, профессор Западно-Каспийского университета Фикрет Садыхов отметил, что вероятность пересмотра со стороны Армении парафированного в Вашингтоне соглашения с Азербайджаном сохраняется из-за нестабильности власти в Ереване.
«Влияние реваншистских сил в Армении достаточно заметное, и власть Пашиняна всегда может оказаться под их давлением, изменив внешнеполитический курс в ущерб отношениям с Азербайджаном. Это может произойти и под воздействием внешних игроков, заинтересованных в дестабилизации самой Армении.
Однако это не означает, что никаких проблем между нами не решено. Согласие достигнуто по ликвидации Минской группы ОБСЕ. Армения также обязалась внести поправки в свою конституцию, и, скорее всего, этот процесс будет реализован.
Несмотря на союзнические отношения с Пакистаном, мы не можем диктовать Исламабаду его политику в отношении других стран. Конечно, мы признательны, что десятилетиями Пакистан не признавал Армению, объясняя это позицией по Карабаху и фактически признавая территориальную целостность Азербайджана», — напомнил профессор.
При этом он отметил, что Турция, например, до сих пор не открыла границу с Арменией и не установила дипломатические отношения.
«Пакистан сделал этот шаг, скорее всего, исходя из ожидания дальнейших действий Еревана по линии налаживания отношений с Азербайджаном. Хотелось бы верить, что достигнутые в Вашингтоне договорённости будут реализованы. Иначе это станет ударом по интересам не только Азербайджана и Армении, но и США, в частности президента Дональда Трампа, который выступал посредником в этих переговорах.
Таким образом, Пакистан, возможно, действует с опережением событий, руководствуясь прежде всего своими внешнеполитическими приоритетами и национальными интересами», — полагает Садыхов.
Политолог и журналист Polskie Radio Ежи Лихтарович отметил, что именно подтверждение намерения сторон подписать мирный договор изменило ситуацию.
«Международные акторы видят, что мир, скорее всего, будет достигнут и закреплён, поэтому каждый стремится обозначить своё присутствие в регионе. Южный Кавказ — это перекрёсток ключевых торговых маршрутов и поставок энергоресурсов в Европу.
Многие государства хотят быть вовлечены в этот процесс, особенно такие, как Пакистан, которые находятся ближе к региону и по сути являются частью его геополитического пространства.
Для Армении это тоже положительный сигнал: чем больше у неё будет отношений с соседними странами, тем увереннее она будет себя чувствовать. А Азербайджан, в свою очередь, будет понимать, что мир выгоден, так как открывает возможности для позитивных, прежде всего экономических изменений», — заключил Лихтарович.