«Шахеды» в российско-украинской войне: они там, но «их там нет» Мавров и Жовтенко на Caliber.Az
Представитель МИД Ирана Насер Канани назвал безосновательными утверждения об экспорте иранских дронов в Россию. Он заявил: «Любая попытка связать войну в Украине с двусторонним сотрудничеством между Ираном и Россией является актом, преследующим исключительно политические цели. Как мы говорили официально несколько раз, заявления об экспорте иранских дронов в Россию для использования против Украины являются безосновательными. К сожалению, Запад пытается продолжать неэффективную и неудачную политику по введению санкций против иранского народа, исходя из политических мотивов и прибегая к лживым и недоказанным утверждениям. Тегеран сохраняет за собой право дать пропорциональный ответ на эти шаги».
На днях ЕС в рамках новых санкций внес в черные списки шесть граждан Ирана, а также запретил экспорт в ИРИ компонентов, используемых для изготовления беспилотников.
Противовесом словам Канани прозвучали факты из уст спикера Главного управления разведки (ГУР) Украины Андрея Юсова в интервью Новини.LIVE.
«В среднем в рамках одной партии Россия получает от Ирана от 50 до 120 ударных дронов-шахедов Shahed-136. Партия в 1600 штук, которую враг заказал у Ирана еще в прошлом году, не была доставлена одномоментно. Ее разделили на меньшие партии. Сотрудничество с Ираном в этом направлении продолжается, новые партии поступают и «шахеды» еще будут донимать Украину», - сказал Юсов.
На уточнение журналистки, будет ли Украина препятствовать строительству завода по изготовлению «шахедов» на территории России, Юсов ответил, что работа над этим сейчас продолжается. «То, что создает опасность для Украины и ее граждан, должно быть нейтрализовано тем или иным способом», — заверил Юсов.
Интересно, для чего Ирану нужна вся эта бессовестная ложь о беспилотниках, повторяемая уже из месяца в месяц? Ведь Тегеран отрицает очевидное всем. Было уже и прямое обращение президента Зеленского к народу Ирана, в котором он призывал отказаться от поддержки РФ, но почему-то всё не впрок. Мало Ирану и без того недоброй репутации в мире?
Своим мнением об этом поделились с Caliber.Аz украинские эксперты.
Украинский востоковед Григорий Мавров полагает, что Иран действует как и любое авторитарно-тоталитарное государство, для которого правда - это ложь, а ложь — это правда. То есть, все по Оруэллу: «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила».
«Россия действует похожим образом, регулярно обвиняя Украину в преступлениях, которые совершили российские оккупанты. Мы все помним это по Буче и по многим другим населенным пунктам, где оккупанты устроили геноцид народа Украины. Поэтому в целом тут все более-менее понятно.
Что касается конкретно Тегерана, то для этого режима важно заключить соглашение с Западом и начать процесс снятия санкций. Они 40 лет живут как государство-изгой и, в отличие от Москвы, не только научились с этим самостоятельно справляться, но и давно осознали, что изоляция — это отставание и деградация. Именно поэтому Тегеран регулярно отрицает военную помощь Москве. Буквально на днях директор ЦРУ Уильям Бёрнс выразил озабоченность по поводу укрепления связей в области военного сотрудничества между Ираном и Россией. Его заявление последовало за развертыванием американцами экспедиционного подразделения морской пехоты, истребителей F-16 и F-35 и ракетного эсминца в Арабском заливе. Вместе с тем Иран не теряет надежды договориться с западными странами и готов ограничить свою ядерную программу в обмен на некоторое смягчение санкций и размораживание активов.
Что интересно, Иран готов обсуждать свою роль в войне России против Украины, информация об этом появлялась еще в феврале этого года. Бёрнс также заявил, что Иран сомневается в целесообразности поставок своих баллистических ракет в Россию, потому что опасается реакции США и стран ЕС», - говорит востоковед.
Таким образом, отрицание военной помощи Москве является частью долгой стратегии Тегерана по снижению санкционного давления и снятия ареста с их активов, отмечает Мавров.
«Признание оказания военной помощи Москве будет означать ухудшение переговорных позиций для Тегерана и еще больше понизит вероятность снятия санкций с этого режима. Многие наблюдатели отмечают наличие дебатов внутри самого иранского истеблишмента относительно поставок дронов и роли Тегерана в войне. К чему приведут эти разногласия, мы сможем увидеть в самое ближайшее время», - считает Мавров.
Украинский эксперт в сфере безопасности, военный аналитик Фонда «Демократические инициативы» Тарас Жовтенко отмечает в свою очередь, что Иран продолжает оказывать (и наращивать) прямую военную помощь РФ, даже несмотря на угрозу санкций и углубление международной изоляции.
«Здесь для Тегерана, очевидно, есть несколько выгодных моментов.
Во-первых, Иран пользуется зависимостью России как от прямых военных поставок, так и от более символичной политической поддержки. Это позволяет властям в Тегеране потенциально получить от России больше в плане нужных Ирану технологий (в первую очередь ракетных, с помощью которых иранцы надеются ещё больше увеличить дальность и точность своих ракет, наращивая военный потенциал против Израиля).
Во-вторых, Иран таким образом тестирует в боевых условиях свои образцы вооружений, причем тестирует их на современных западных системах, аналогичных тем, что использует Израиль. Это позволяет Тегерану оперативно вносить инженерно-конструкторские коррективы в уже производящиеся модели и налаживать производство ещё более усовершенствованных прототипов.
В-третьих, Иран таким образом действует в интересах более крупного и влиятельного регионального игрока - Китая (позволяя таким образом Пекину ограничиваться нелегальной и вербальной поддержкой Москвы, сохраняя по крайней мере формальный статус «честного брокера»), от которого Тегеран может в перспективе получить гораздо больше, чем от РФ, и в определенной степени компенсировать себе потери от международных санкций и углубляющийся изоляции», - заключил Жовтенко.