«У Израиля нет коалиции против Ирана, а действовать в одиночку - безумие» Цви Зильбер в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с израильским журналистом, главным редактором «Лучшего радио» Цви Зильбером.
- Иран и Саудовская Аравия (СА) недели две назад объявили о восстановлении дипломатических отношений, разорванных в 2016 году. Стало ли это сообщение разочарованием для Израиля?
- Да, некоторое разочарование в Израиле было, но, пожалуй, только на медийном уровне. Эксперты объясняют, что, в принципе, ничего не изменилось в конфликте между саудовскими суннитами и иранскими шиитами. Религиозное противостояние практически невозможно разрешить. С точки зрения саудовцев, восстановление дипотношений преследует только одну цель - прекратить войну в Йемене, которая уже никому не нужна и давно им надоела. С другой стороны, в интересах СА держать Иран подальше от ядерного оружия. Поэтому, когда американцы пытались остановить Иран, саудовцы просили у Америки ядерные технологии. Однако американцев это устраивает еще меньше, так как если в СА создадут ядерное оружие, значит следом пойдет Турция, потом Египет, и весь Ближний Восток станет ядерным регионом. Этого никто не хочет.
- Как вы думаете, последуют ли примеру Саудовской Аравии другие страны Персидского залива - ОАЭ, Кувейт и Бахрейн?
- Думаю, что от небольших эмиратов Персидского залива мало что зависит. К примеру, в Бахрейне большинство населения - шииты, которые придерживаются проиранских позиций, но в то же время режим там суннитский. Так что там очень сложная ситуация, и на открытую конфронтацию с Ираном Бахрейн не пойдет. К тому же, как мне кажется, Бахрейн и не разрывал дипломатических отношений с Ираном.
У Кувейта тоже своя позиция - он остался в стороне, поскольку расположен далеко от Йемена. Ну а ОАЭ, скорее всего, будут придерживаться курса СА. Катар, между тем, тоже никогда не разрывал отношений с Ираном и всегда находил баланс между суннитским и шиитским миром. Из-за этого СА и ОАЭ даже разрывали с ним дипломатические отношения и несколько лет Катар был в полном бойкоте.
- Геополитическая обстановка вокруг Ирана обостряется. Предпримет ли Израиль какие-то меры против ИРИ?
- Они, на самом деле, уже предпринимаются, но все происходит в плоскости гибридной войны. Это когда неизвестные ВВС бомбят иранские объекты на территории Сирии. Иногда к этому подключаются американцы, которые в ответ на враждебные выпады со стороны иранцев тоже там что-то бомбят.
Что касается крупномасштабной военной операции, о которой так много говорят в последнее время, утверждая, что именно Израиль решит вопрос иранской ядерной программы, то я думаю, что это просто иллюзия. Да, в 1981 году Израиль одним авиационным ударом уничтожил иракскую ядерную программу. Тогда мировое сообщество осудило Израиль, но затем все в общем-то остались довольны. Однако там была совсем другая ситуация. Во-первых, Ирак намного ближе к Израилю, а во-вторых, в Ираке вся ядерная программа была сосредоточена в одном месте, которое особо и укреплено не было. В Иране же это десятки ядерных объектов, расположенных в разных районах страны. К тому же они очень хорошо защищены. Зачастую иранские ядерные объекты находятся под землей, над ними миллионы тонн горной породы. Чтобы ликвидировать эти укрепления необходимы супервозможности, которые сегодня есть только у США. Также нужна дозаправка военных самолетов в воздухе, потому что вряд ли СА или Азербайджан предоставят Израилю свои аэродромы для этой операции. В конечном итоге Израилю для этого все равно понадобятся союзники.
Кроме того, существует еще такой фактор, как «Хезболла». И если мы нанесем какой-то удар по Ирану, то, без сомнений, в тот же час «Хезболла» начнет массированные ракетные обстрелы территории Израиля. Причем сейчас не та ситуация, которая была во время Второй ливанской войны - тогда стреляли по северным районам Израиля и в основном из систем полевой реактивной артиллерии «Катюша». Сегодня с подачи Ирана у «Хезболлы» есть ракеты с системами точного наведения, которые могут поразить цели в любой точке нашей страны. Для Израиля это очень нежелательный сценарий.
Более того, Биньямин Нетаньяху пока не снискал поддержку со стороны традиционных союзников. Европейские лидеры - федеральный канцлер Германии Олаф Шольц, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак даже отказались от совместного коммюнике после визита Нетаньяху в Берлин. Байден вообще не хотел с ним встречаться. Иными словами, в настоящее время у Израиля нет коалиции против Ирана, а действовать в одиночку было бы безумием. К тому же все израильские военные в один голос говорят, что при нынешней расстановке сил и возможностях такая операция неосуществима. Поэтому, если подобная операция и будет осуществлена, то только совместно с США. Но в это пока тоже с трудом верится.
- Насколько серьезно США готовы поддерживать Израиль в нынешней борьбе с Ираном?
- В 2021 году США вообще хотели вернуться в ядерную сделку с Ираном. Вашингтон считает, что остановить ядерную программу ИРИ можно и дипломатическими усилиями. Так или иначе переговоры по ядерной сделке, судя по всему, сейчас сошли с повестки дня. И дело не только в том, что Иран поддерживает Россию в войне против Украины или в жестком подавлении протестов внутри страны. Существует целый комплекс причин, по которым дальше переговоры с Ираном невозможны. Европа тоже не готова вводить новые санкции против Исламской Республики, по крайней мере на данном этапе, несмотря на просьбы израильской стороны.
По большому счету, сейчас все зависит от ситуации в Украине. Если российская армия будет разгромлена украинцами, то по этому же склону в пропасть полетит и Иран, который сделал сегодня на Россию очень большую ставку.
- Как вы считаете, в случае военных действий между Арменией и Азербайджаном какую позицию займет Россия?
- Думаю, что позиция Москвы здесь уже не имеет никакого значения. Мы видим, что Армения официально признала Римский статут Международного уголовного суда (МУС). И если президент РФ Владимир Путин окажется на территории Армении, он будет арестован для дальнейшей экстрадиции в Гаагу. В Кремле это восприняли как плевок, как громкую пощечину. И нет никаких сомнений, что Кремль отомстит.
С другой стороны, Россия и без того не особо любила премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Так что не думаю, что в гипотетической войне Кремль будет занимать сторону Армении. Кроме того, у России сегодня нет военного потенциала - все брошено на украинский театр военных действий. РФ оттягивает свои силы из Армении и Карабаха, потому что некому воевать в Украине. Ну и, конечно же, для Путина отношения с Эрдоганом сегодня имеют стратегическое значение - Путин ни в коем случае не захочет с ним ссориться. Исходя из всего этого Москва, даже на уровне риторики, не будет вступаться за Ереван. Несмотря на то, что Армения является членом ОДКБ, ЕАЭС.
- В целом ареал военных действий расширяется по разным регионам – здесь и Восточная Европа, и Южный Кавказ, и весь Ближний Восток, причем с участием многих государств и отдельных политических групп. Говорит ли это о том, что мы в преддверии Третьей мировой войны?
- Нет никаких сомнений, что Третья мировая война сейчас уже идет. Она частично разворачивается как гибридная война с участием самых разнообразных прокси. Кстати, есть мнение, что это уже Четвертая мировая война, а Третьей мировой вполне можно считать Холодную войну. И хотя активных боевых действий между НАТО и советским блоком не было, тем не менее война шла в разных регионах мира. За одной стороной, как правило, стояли американцы, а за другой - Советский Союз. Конфликт в Украине, несомненно, стал неким апогеем Третьей мировой войны, которую объявил Путин и другие диктаторские режимы, желающие установить новый миропорядок.
- Накануне в Тель-Авиве впервые в истории азербайджано-израильских отношений открылось посольство Азербайджана. Что вы можете сказать об этом знаменательном событии?
- Думаю, что с этого момента отношения между Израилем и Азербайджаном будут развиваться еще быстрее, еще лучше. У меня очень оптимистичный взгляд на это событие.