В чем причина миграционного кризиса на белорусско-польской границе? Международная панорама на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с директором Центра по проблемам европейской интеграции, белорусским политологом Юрием Шевцовым.
- В Москве считают, что к обострению обстановки на границе Беларуси с Польшей и Литвой привели силовые интервенции Запада в регион Ближнего Востока и севера Африки, а также последствия провальной операции в Афганистане. Так ли это?
- В основе этого кризиса - наличие в мире разрушительных войн, которые привели к появлению массы людей, готовых бежать из своих стран. Особенность этих новых беженцев - среди них много людей прозападно настроенных. Они часто носители идеологии потребительства и в основе просто хотят жить тихой спокойной жизнью среднего класса. Очень часто они поддерживали США и их союзников в войнах, которые те вели на территориях стран, откуда происходят беженцы. Сейчас США и союзники ряд войн проиграли и уходят из разрушенных стран. Люди, близкие западным ценностям, стремятся уйти вместе с ними.
Отсюда, например, такая масса курдов-беженцев из Ирака, стремящихся в Европу. Иракский Курдистан был относительно спокойным регионом Ирака. Курды в целом поддерживали США в Ираке. И хотят жить «как в Европе».
Нечто подобное было после поражения США во Вьетнаме. Тогда из Южного Вьетнама был исход миллионов людей на Запад. Они тоже не хотели жить при новой власти. И тоже в культурном плане были ориентированы на западные ценности.
Вот это - основа нынешнего миграционного кризиса на белорусско-европейских границах. А далее уже идет тактика: ЕС пошел на обострение отношений с Беларусью, поддерживая протесты против Лукашенко. В ответ Лукашенко перестал сдерживать миграцию в той степени, в которой сдерживал раньше. В образовавшееся окно на границе ЕС сразу хлынул поток мигрантов. ЕС оказался к такому масштабу не готов. Тем более, что между Польшей и Старой Европой есть свои глубокие расхождения. Польша настроена поднять свой геополитический вес за счет конфронтации с Россией. Старая Европа не всегда готова к такой конфронтации. Возникает управленческая коллизия, которая осложняет реакцию ЕС на миграционный кризис.
- В чем причина образования кризиса в отношениях Польши и ЕС?
- У Польши образовался глубокий кризис в отношениях с Брюсселем по поводу прежде всего верховенства права: что важнее - европейские инстанции или национальные. В основе это кризис, касающийся отношения к национализму, который господствует в Польше сейчас. Насколько эта идеология соответствует европейским ценностям и ЕС как геополитическому проекту на их основе. Из-за этого кризиса зависло до 100 млрд евро, которые в разных формах Брюссель предполагает выделить Польше на выход из пандемии и другие цели. Польша пытается торговаться, используя в качестве аргумента тему конфронтации с Россией и Беларусью как части российской темы.
- Миграционный кризис может помочь сближению ЕС и Польши? Брюссель может закрыть глаза на возможные нарушения прав человека на белорусско-польской границе?
- Да. Кризис может сблизить Брюссель и Польшу. Не первый раз восточно-европейские страны и особенно Польша прибегают к таким аргументам для отстаивания своих интересов в ЕС. Время от времени это помогает и позитивный результат эти страны получают. Но лишь до поры до времени. В конечном счете чьи деньги, того и власть. А деньги в ЕС, у Старой Европы. Красная линия при маневрах между Старой Европой и восточными европейцами - угроза реального конфликта с Россией или иного реального крупного конфликта. Обычно ЕС находил компромиссное решение. Просто не сразу.
- Европейское общество менее положительно относится к мигрантам, нежели в 2015 году. Почему Европа поменяла свою политику в отношении к мигрантам?
- Примерно после 2015 года в ЕС произошел переход к политике многоскоростной интеграции. Это значит, что внутри Евросоюза выделился более ярко выраженный центр в виде Старой Европы и периферия в лице представителей стран Восточной и Южной Европы. Периферийные страны, чтобы повысить свой вес в Брюсселе, используют темы конфронтации, наращивают значение национализма внутри своих обществ. Это усиливает внутренние европейские сложности. В основе ЕС - проект леволиберальный. Даже во многом неомарксистский. Для все более националистической Восточной Европы это неприемлемо. И наоборот.
Почему произошел переход к новой модели европейской интеграции? Потому что обострилась международная конкуренция геополитических центров. Китай стал второй экономикой планеты. США больше не в состоянии нести на себе вес тяжелых войн в третьем мире. Стала вновь сильной Россия. В этой ситуации ЕС должен экономить и концентрироваться на экономическом росте, чтобы не потеряться в новом миропорядке. Экономия сделана, как всегда это бывает, за счет слабых членов ЕС. Те пытаются хотя бы сохранить прежний уровень прямых и косвенных дотаций. И основным аргументом для восточноевропейцев стала конфронтация с Россией и Беларусью в частности.
- Каким вам видится дальнейшее развитие ситуации на белорусско-польской границе?
- Пока фаза эскалации конфликта. Если конфликт не выйдет за рамки управляемости, тогда достаточно скоро должен начаться поиск компромиссного решения.
- Исполняющая обязанности канцлера Германии Ангела Меркель в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным попросила его повлиять на Минск в связи с ситуацией с мигрантами на белорусско-польской границе. Почему обращаются к Путину за помощью? Почему с Беларусью напрямую нельзя решить проблему?
- ЕС не признал результат прошлогодних президентских выборов в Беларуси. Для ЕС Лукашенко - не легитимен. В ЕС есть нацеленность на продолжение санкционного давления на Беларусь. Есть понимание, что Лукашенко выиграл прошлогодний внутренний кризис. И имеет все шансы выиграть и нынешний миграционный кризис в отношениях с Европой. Восточноевропейцы же подталкивают весь ЕС к эскалации кризиса, стремясь вывести его на уровень кризиса с Россией.
Старая Европа и Германия в частности это все отлично понимают. Поэтому ищет решения, как выйти из клинча, в который ее толкают восточноевропейцы. В том числе и за счет просьб к России помочь в этом.