«За несговорчивой позицией Еревана стоят внешнеполитические игроки» Экспертные мнения на Caliber.Az
Проект Зангезурский коридор (через территорию Армении – Ред.) потерял для нас актуальность. Об этом заявил Politico помощник президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев. По его словам, аналогичный проект Баку прорабатывает с Тегераном — транспортный выход через территорию Ирана в Нахчыван и далее в Турцию. При этом Гаджиев заявил, что Баку не списывает со счетов Зангезурский коридор, который может обеспечить тот же транспортный выход, но уже через территорию Армении.
«Если это в силе, то да, если нет — хорошо. Проект всë ещë на столе, но от армянской стороны потребуется демонстрация того, что она действительно в нëм заинтересована», — приводит европейское издание слова Гаджиева. Азербайджан не планирует захватывать Зангезур, цитирует Politico Гаджиева. «Наша повестка дня заключалась только в построении транспортных связей и коммуникаций в рамках двустороннего взаимодействия», — указал он.
Ранее в этом месяце в рамках соглашения с Ираном азербайджанская сторона начала строительство новой дороги через соседнюю страну. Однако есть надежда, что транспортное сообщение между Арменией и Азербайджаном тоже может быть восстановлено.
Как заявил на днях вице-премьер России Алексей Оверчук, у Армении пока что не сформирована окончательная позиция в отношении той дороги, которая планировалась через Мегри.
Естественно, возникает вопрос, почему Армения продолжает упрямиться в вопросе реализации этого, казалось бы, выгодного во всех отношениях проекта? До сих пор нет четко выраженной готовности Еревана приступить к обсуждению с Баку практического восстановления железной и автомобильной дорог вдоль реки Араз по территории Армении.
Своими мыслями на сей счет поделились с Caliber.Az известные иностранные эксперты.
Политический аналитик Казбек Бейсебаев (Казахстан) напомнил о существовании версии, что Зангезурский коридор может восстановить разорванные связи всего тюркского мира и, конкретно через Азербайджан между Турцией и странами Центральной Азии.
«Якобы против этого проекта выступает Иран, который как раз препятствует интеграционным процессам тюркских государств. Однако Тегеран, наоборот, предлагает свою территорию для выхода Азербайджана через территорию Ирана в Турцию. Транзит бесплатным не бывает, и в нем есть большая выгода для страны-транзитера. Это мы знаем на примере других стран, через которые проходят большие транспортные коридоры.
Как видим, Иран в отношении транзита через свою территорию поступает исходя из своих экономических и политических интересов. Здесь и бизнес, и политика», - говорит Бейсебаев.
Казалось бы, Армении тоже надо воспользоваться своим географическим положением, отметил он.
«Очевидно, что Зангезурский коридор обеспечивал бы стабильный доход в бюджет Армении. Скажем прямо, чем больше грузопоток, тем больше денег шло бы в казну. Но, судя всему, Ереван не желает этот выгодный для себя проект.
В чем дело? На мой взгляд, за позицией Еревана стоят другие внешнеполитические игроки, которым не выгоден проект Зангезурского коридора. Это США и ведущие страны Европы, которые опасаются усиления влияния Турции и Ирана в евразийском регионе. Не случайно, что мы наблюдаем, как руководство Армении начинает отворачиваться от России и больше ориентируется на Запад», - полагает казахстанский аналитик.
Исполнительный директор Центра ближневосточных исследований (Киев) Игорь Семиволос полагает, что альтернативный проект маршрута между западными регионами Азербайджана и Нахчываном через Иран вполне возможен, но, учитывая сложные отношения между Баку и Тегераном, не представляется оптимальным.
«Лучший маршрут, конечно же, пролегает через Зангезур или в армянской интерпретации Сюник. Ранее главным препятствием было требование об экстерриториальности этого маршрута по аналогии с «Лачинским коридором», но сейчас, после восстановления полного суверенитета Азербайджана над всей территорией Карабаха, этот вопрос уже неактуален», - говорит исследователь.
По идее, Армении этот маршрут выгоден, учитывая преимущества, которые она может получить, отмечает он.
«Но проблема заключается в том, что без заключения мирного соглашения с Азербайджаном, возобновления дипломатических отношений с Турцией и нахождения своего нового места в системе безопасности на Южном Кавказе, Ереван на это не согласится. Поэтому здесь требуется комплексный подход, где должны быть учтены фактор безопасности, финансовые и другие гарантии Армении, что будет стимулировать правительство Пашиняна к принятию положительного решения. По-моему, сейчас таких гарантий нет», - заключил Семиволос.