«Армяне попытаются устроить локальные провокации» Лаша Брегвадзе на Caliber.Az
Сегодня 38-й день, как на лачинской дороге азербайджанские активисты проводят акцию протеста против разграбления остатками бандформирований природных ресурсов Карабахского экономического района. Кроме того, армянская сторона вызывающе игнорировала свои обязательства по Трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, не утруждаясь даже видимостью их выполнения. Между тем Баку неоднократно заявлял о фактах использования Арменией лачинской дороги для подготовки и реализации военных провокаций, перевозки и установки мин и других взрывчатых средств, незаконного проезда в Карабах граждан третьих стран. Однако международные организации, лидеры мировых держав и зарубежные СМИ никак не реагировали на требование Азербайджана прекратить противоправное использование лачинской дороги в реваншистских планах. Не спешит армянская сторона выполнить требования активистов гражданского общества и сейчас.
В беседе с корреспондентом Caliber.Az эксперт по вопросам безопасности Грузинского центра стратегических исследований (GSAC) Лаша Брегвадзе, комментируя события на участке дороги Шуша – Ханкенди, прежде всего напомнил, что США и Европа в настоящее время заняты российско-украинским конфликтом.
«Война в Украине на сегодняшний день для международных наблюдателей намного проблематичней, потому она в приоритете. И потом, азербайджанские гражданские активисты проводят акцию протеста на лачинской дороге вполне адекватно и в рамках регуляций, принятых мировым сообществом. Более того, азербайджанская сторона имеет полное право проводить акции на своей территории и никакой закон этим не нарушает. Исходя из этого можно сделать вывод, что мировому сообществу незачем оказывать давление на Азербайджан. И вообще вся эта ситуация на лачинской дороге армянским режимом и проармянскими силами за рубежом специально представляется в негативном свете, чтобы нанести вред имиджу Азербайджана», - уверен грузинский политолог.
В то же время, по мнению Л. Брегвадзе, 44-дневная война в Карабахе нанесла серьезный материальный и психологический урон армянскому обществу.
«В результате этой войны армянское руководство поняло, что на данном этапе для их страны нереально допустить военное столкновение с Азербайджаном. Да и прошло не так уж много времени, чтобы армянская сторона могла начать какие-то масштабные военные действия против азербайджанской армии. Возможно, что армяне попытаются устроить какие-то локальные провокации, но в конечном счете это плохо отразится на имидже и государственности страны», - добавил наш собеседник.
Как считает грузинский исследователь стратегических ситуаций, армянские политические лидеры не уверены в завтрашнем дне.
«Это касается как политического истеблишмента страны, так и незаконных «властей» Карабаха. Они не знают, кто и с кем завтра будет дружить, с кем можно объединить усилия, кто и какой будет придерживаться позиции. Иными словами, пока кремлёвские правители заняты войной в Украине, в Армении не будет чётких политических направлений и/или целей. Пока кураторы из Москвы не освободятся, там все будет очень запутанно. По этой же причине вряд ли в нынешнем году станет возможным провести делимитацию и демаркацию на условной армяно-азербайджанской границе. Армения как проигравшая сторона не готова к прорывным шагам и решениям для улучшения отношений. Безусловно, это плачевно отразится на ней самой, так как от этого зависит ее развитие как демократического государства. Мирное соглашение с Азербайджаном должно положительно отразиться на экономике обеих стран и всего региона, но, к сожалению, армянская сторона не готова к его заключению. С другой стороны, если бы Ереван и был готов к сближению с Баку, он не смог бы это сделать без позволения кураторов из Кремля.
Так или иначе делимитация границ и подписание мирного договора неизбежны. После того как российская сторона проиграет войну в Украине, в нашем регионе будет установлен новый порядок, появятся новые региональные лидеры, но как следствие недальновидной политики армянская сторона продолжит занимать проигрышную позицию на Южном Кавказе», - резюмировал Л. Брегвадзе.