twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Европа воюет, Южный Кавказ развивается Расклад Сергея Богдана

12 Июля 2022 10:05

На фоне Европы, сотрясаемой кризисами, раздорами и войной, Южный Кавказ сегодня выглядит ее полным антиподом. Он идет к сближению, раскрывая границы и прокладывая новые дороги, соединяющие страны и регионы. Но усилиям стран Кавказа продолжают угрожать последствия глобальных политических конфликтов — примером тому стал кризис с поставками казахстанской нефти на Запад.

Кавказ как «окно в мир» для России

27 июня состоялась первая трехсторонняя встреча министров иностранных дел и транспорта Азербайджана, Турции и Казахстана. Отраслевые министры трех стран приняли Бакинскую декларацию, изложив свое видение использования транспортных маршрутов, прокладываемых и восстанавливаемых в регионе. И хотя точных сроков их запуска пока не названо, Азербайджан, Казахстан и Турция уже добиваются ощутимых успехов и в выстраивании транспортных коридоров, и в «раскупорке» существующих транспортных коммуникаций в регионе.

В частности, вскоре после бакинской встречи стало известно, что Турция и Армения предприняли еще один решающий шаг для преодоления трех десятилетий разрыва отношений. Спецпредставители Анкары и Еревана в ходе четвертого раунда переговоров согласились открыть совместную границу для граждан третьих стран и начать прямые авиагрузоперевозки. Напомним, что пассажирские рейсы между Турцией и Арменией стартовали в феврале.

Эти шаги придадут новую динамику развитию всего региона, а не только самих Турции и Армении. Всего один пример - намечающееся открытие турецко-армянской границы позволит создать дополнительный транспортный коридор из России на Ближний Восток (и в Турцию). До сих соответствующие грузоперевозки зависели от единственного пути, пролегавшего через грузинский Верхний Ларс.

Если Москва начнет развивать альтернативный путь через Азербайджан, Армению и открывшуюся турецко-армянскую границу на Ближний Восток, то вряд ли стоит усматривать в этом некую антигрузинскую линию — нынешнее правительство в Тбилиси не присоединилось к санкциям против РФ и воздерживается от радикальных шагов в связи с российско-украинской войной. Все проще - Верхний Ларс перегружен вследствие возросшего грузопотока, и особенно остро отсутствие альтернатив сказывается зимой, когда этот перевалочный пункт перестает порой функционировать из-за погодных условий.

Война заставила?

С одной стороны новые решения Анкары и Еревана раскрыть пути сообщения выглядели неожиданными. Посудите сами, три предыдущих раунда переговоров прошли малорезультативно, и стороны не выражали оптимизма по поводу четвертого. Но, с другой стороны, общая логика развития отношений между странами региона на нынешнем этапе и усиление роли самих стран региона в том, что касается его переустройства — все это подобно нарастающему снежному кому подталкивало участников переговоров, и прежде всего Ереван к поиску компромисса.

Впрочем, изменилась и позиция Москвы, которая начала активно способствовать «раскупорке» Кавказа. 28 июня вице-премьер Армении Мгер Григорян заявил в интервью ТАСС, что «Рабочая группа вице-премьеров Армении, Азербайджана и России по разблокированию региональных коммуникаций смогла сблизить позиции Еревана и Баку по многим вопросам, в частности, пограничного и таможенного контроля, а также безопасного следования граждан, транспортных средств и грузов по автомобильным и железным дорогам через территории Армении и Азербайджана». Произошло это, по-видимому, в кулуарах прошедшего в середине июня экономического форума в Санкт-Петербурге. Москва явно решила включиться в процесс реинтеграции исторически единого региона между Каспийским и Черным морями. Еще одной иллюстрацией тому стала информация, опубликованная «Известиями» со ссылкой на «высокопоставленный источник» о том, что в начале июня «Россия помогла Армении и Азербайджану договориться по поводу автомобильной трассы в Зангезурском коридоре, согласовать остается лишь небольшой участок в 6 км».

 

Напомним, что речь идет о самом ключевом транспортном коридоре, который позволит восстановить коммуникации по кратчайшему маршруту между основной частью и Нахчыванской Автономной Республикой Азербайджана. Относительно железнодорожного коридора в Нахчыван Азербайджан и Армения договорились еще осенью 2021 года.

Активизация Кремля на южнокавказском направлении понятна — все дело в разрастающейся российско-украинской войне. На это указывает сама хронология событий. Принципиальная договоренность о разблокировании региональных коммуникаций была достигнута еще 11 января 2021 года на встрече в Москве лидеров Азербайджана, России и Армении, когда они создали рабочую группу на уровне вице-премьеров трех стран, перед которой была поставлена задача наладить транспортные и экономические связи на Кавказе.

Однако Кремль активизировал свои усилия в данном направлении лишь когда начали рушиться его отношения с Западом. На фоне того, как Путин и Лавров закрывали для России окна в Европу, фактически утратив для российского государства морские коммуникации через Балтику и Черное море, перед Кремлем возник вопрос, как вообще дальше ездить, летать и плавать в мир? И как возить грузы? На этом фоне критическую роль для России стала играть Турция как важнейший канал транспорта и коммуникации на западном направлении. Но полноценное его использование объективно возможно лишь через реинтеграцию Южного Кавказа - ничего идеологического в этом нет, просто с географией не поспоришь.

«Железный занавес» между Европой и Китаем

Не только Москва заинтересована в деблокировании коммуникаций на Южном Кавказе. «Железный занавес» опускается на европейский континент от Баренцева до Черного морей, последствия этого носят глобальный характер и не ограничиваются «выдавливанием» РФ из Европы в Азию. Одним из пагубных результатов конфронтации явилось возникновение на путях сообщения между двумя глобальными экономическими центрами — Европой (ЕС) и Восточной Азией (прежде всего, КНР) все более серьезных препятствий, грозящих разрушить сухопутное сообщение между ними по кратчайшему маршруту, с таким трудом выстроенное в 2010-х годах.

«Объехать» Россию можно — прежде всего через Южный Кавказ. В этой связи трудно не согласиться с мнением экономического обозревателя Caliber.Az Хазара Ахундова, который недавно заметил, что азербайджанский Алят и казахстанский Актау становятся ключевыми выгодополучателями от связанного с последними событиями изменения маршрутов на континенте.

Сколько бы ни говорили о российско-китайском «союзе», но Китай начал прокладывать транзитные железнодорожные маршруты в Европу в обход российской территории еще накануне вторжения РФ в Украину. А между тем, ранее китайские грузоперевозки шли в основном через Россию. В прошлом году с использованием инфраструктуры РЖД было перевезено 1,1 млн TEU (условных единиц измерения вместимости грузовых транспортных средств) из 1,46 млн TEU, всего перевезенных по рельсам из Китая в Европу. Уже в январе-феврале по транспортному коридору ТРАСЕКА — через Каспийское море, Азербайджан, Грузию было перевезено 3 тыс. TEU - на треть больше, чем в прошлом году. Это, конечно, пока мелочи, но уже в апреле из китайского Сианя в Германию проследовал первый поезд в обход России новым сухопутно-морским маршрутом, пересекающим Каспийское и Черное моря через Казахстан, Азербайджан, Румынию, Венгрию, Словакию и Чехию.

Главной помехой для роста перевозок через Каспий эксперты считают неразвитость инфраструктуры и недостаток зарекомендовавших себя контрагентов. Замгендиректора РЖД Алексей Шило прямо признал: «Если они (т.е. Азербайджан и Казахстан) там выстроят нормальную логистику — а при таких ценах, я думаю, это будет уже вполне доступным маршрутом, — мы можем часть объемов мимо нашей страны получить». Чтобы противодействовать этим тенденциям, по его словам, РЖД даже принялась увеличивать перевозки через азербайджанский погранпереход Самур на границе с РФ, дабы «загрузить железнодорожную инфраструктуру Азербайджана в том числе российскими грузами, транзитными, азербайджанскими, иранскими, чтобы было меньше возможности перевозки других грузов».

Примерно такой же логики обеспечения путей сообщений с Китаем придерживается и Евросоюз, который, в отличие от США, идти на эскалацию конфликта с КНР не торопится. А для этого ЕС нужен путь к югу от Кавказского хребта. Пример такой позиции ЕС дала майская встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюсселе при посредничестве главы Европейского совета Шарля Мишеля. По ее результатам Мишель выступил с заявлением из трех пунктов, обозначившим приоритеты Брюсселя не менее четко нежели приоритеты обоих южнокавказских государств. Вторым номером в заявлении значился вопрос разблокирования путей сообщения на Южном Кавказе. Интересно, кстати, что даже российские политики признают роль европейского посредничества в разблокировании коммуникаций на Кавказе.

Позиция Баку: не ждать

Но было бы в корне неправильно увязывать прорыв в переоткрытии путей сообщения в регионе с ролью Москвы или других игроков. Москва и, в меньшей степени, Запад играют в этом заметные роли, но они скорее следуют тенденциям, заданным странами региона. А наибольшую активность в этом отношении развили Турция и Азербайджан. Азербайджанский аналитик Фархад Мамедов отмечает, что после войны 2020 года Баку «стремится перейти к постконфликтному периоду, что подразумевает отход от конфликтной логики». Первым элементом, который обсуждается в этой связи в последние полтора года, по его словам, является именно разблокирование коммуникаций в регионе, а не, скажем, делимитация границ или мирного договора.

На самом деле, в представленном азербайджанской стороной в марте списке из пяти принципов мирного договора одним из пунктов значится «разблокировка и строительство транспортных коридоров». Ереван выразил согласие со всеми пунктами, что и неудивительно — разблокирование выгодно не только Азербайджану, но и другим странам, прежде всего Армении. Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов на встрече со своим российским коллегой Лавровым 24 июня отметил, что самый большой прогресс на переговорах между Баку и Ереваном достигнут именно в отношении разблокирования путей сообщения. Московские «Известия» процитировали сходную оценку, высказанную источниками газеты внутри российской власти, мол, несмотря на «довольно резкие политические высказывания с обеих сторон, между Баку и Ереваном при посредничестве Москвы выстроен конструктивный диалог по транспортному коридору».

При этом видя, как Ереван порой затягивает решение вопросов, Баку искал альтернативы и в марте подписал с Тегераном меморандум о намерении построить дорогу из Восточно-Зангезурского экономического района Азербайджана до Нахчывана через Иран. «Несмотря на то, что этот вариант обошелся бы реально дороже, чем автомобильная связка через Армению, Ильхам Алиев был готов к этому, если Никол Пашинян продолжит затягивать процесс», - сообщили «Известия», прибавив, что именно это и подтолкнуло армянскую сторону к компромиссу.

Баку демонстрировал готовность решать вопросы, не мирясь с затягиванием переговоров и в области железнодорожных сообщений. Уже в мае 2021 года Азербайджан достроил ветку Джульфа – Ордубад, примыкающую к армянской территории со стороны НАР, всего соорудив около 100 км линий. Армения в марте 2022 года лишь выделила средства для геодезических работ, предшествующих строительству ее части железной дороги Ерасх – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз. Предполагается, что там понадобится построить 45 км новых путей.

Другим важным аспектом политики Баку является его четко просматривающееся стремление к выстраиванию на деблокированных маршрутах, проходящих через армянскую территорию, специального правового режима. Он нужен, чтобы помешать экстремистским силам вновь нарушить коммуникации (если они не так давно могли захватить даже базу полка ППС в Ереване, то сомневаться в их способности устроить диверсии на дорогах не приходится), а также снять абсурдные таможенные преграды при перевозках между двумя регионами Азербайджана. Азербайджанские эксперты проводят параллель между будущим Зангезурским коридором и правовым режимом, существовавшим до самого последнего времени в отношении перевозок между основной частью России и Калининградской областью через территорию Литвы. Армянская сторона возражает против особого правового режима, обвиняя Баку в стремлении создать «новую геополитическую реальность на территории Сюникской области (т.е. Зангезура)».

Хозяева своего региона и своего будущего

Подводя итог, можно сказать, что вслед за сокращением вмешательства внешних акторов, которых явно отвлекли события в Восточной Европе, в кавказском регионе увеличилась положительная динамика развития в политической и социально-экономической сферах. Давно замечено, что процессы, основанные на внутрирегиональных факторах, оказываются обычно более конструктивными для затронутых стран и народов нежели процессы, связанные с внешними по отношению к соответствующему региону силами. В свое время эти идеи легла в основу философии Движения неприсоединения, в состав которого входит и Азербайджан.

Впрочем, если сейчас глобальные игроки заняты другими регионами и вопросами, то это не значит, что глобальная политика не может вновь оказать деструктивного воздействия на Азербайджан и его соседей. Особенно это касается втягивания государств региона в конфронтацию между Россией и Западом. Примером стал кризис вокруг экспорта казахстанской нефти, вспыхнувший не так давно.

6 июля местный суд в Новороссийске постановил приостановить на месяц работу расположенного в этом российском городе морского терминала, который является конечной точкой нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума. Это серьезный шаг, поскольку данный маршрут является основным для нефтяного экспорта Казахстана. Тем самым поставки казахстанской нефти на Запад через Россию оказались ограничены уже в третий раз с момента начала российско-украинской войны.

Формально суд приостановил работу терминала из-за экологических нарушений, но произошло это после того, как минфин Казахстана обнародовал проект указа, фактически запрещающего поставки в Россию и Беларусь товаров, попавших под западные санкции, а в разговоре с президентом ЕС Шарлем Мишелем президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил воспользоваться «углеводородным потенциалом» Казахстана для «стабилизации ситуации на мировых и европейских рынках», сиречь для замены российских энергоносителей на Западе.

Иными словами, будущее для стран Южного Кавказа не выглядит безоблачным и таит в себе немало опасностей, но положительные последствия восстановления путей сообщения в регионе трудно переоценить. Азербайджан и соседние страны смогут преобразиться прямо на глазах, рванув вперед в экономической области, преодолев конфликты и вернувшись к общему историческому наследию. Это неизбежно произойдет в случае разблокирования коммуникаций, после чего многие экстремистские великодержавные и сепаратистские проекты окажутся под откосом истории.

Caliber.Az
Просмотров: 3260

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading