«Ереван пытается подороже продать Зангезур» Мусабеков и Сафаров на Caliber.Az
28 августа в ходе телефонного разговора Ильхама Алиева и Владимира Путина состоялся обмен мнениями об открытии транспортного коридора между западными районами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой. В ходе телефонного разговора Владимир Путин заявил, что Россия готова оказать поддержку продвижению мирной повестки между Азербайджаном и Арменией, президенты также выразили уверенность, что деятельность, направленная на реализацию договоренностей, достигнутых в рамках визита Путина в Баку, послужит дальнейшему укреплению отношений между Азербайджаном и Россией.
На последний момент в заявлениях сторон хочется обратить особое внимание – Баку и Москва явно настроены четко следовать некой дорожной карте, выработанной Алиевым и Путиным в ходе переговоров в Баку, а сам телефонный разговор, безусловно, стал логическим продолжением процесса реализации этих договоренностей. По всей видимости, это касается и одной из главных тем, что сейчас в приоритете у Баку и Москвы – реализации проекта Зангезурского коридора. Москва, судя по всему, снова активно настроена на продавливание темы коридора – так, например, на днях весьма обстоятельно о налаживании транспортного сообщения по будущему коридору на брифинге рассказывала и официальный представитель МИД Мария Захарова.
Итак, насколько реалистичен запуск Зангезурского коридора в ближайшее время, или пока его перспективы весьма туманны?
Так, по мнению политолога, депутата Милли Меджлиса Расима Мусабекова, железная дорога через Мегри, существовавшая в советское время, все же будет восстановлена, потому что армяне прекрасно понимают, что деваться им некуда. В беседе с Caliber.Az он заметил, что Ереван вполне отчетливо ощущает давление России на этот счет.
«На реализации Зангезурского коридора по-прежнему настаивает Москва, просто потому что России нужен выход на Иран и Турцию, а терпеливо ждать, пока будет запущен коридор «Север — Юг», Россия не желает. Она свою заинтересованность открытия железнодорожного сообщения в Нахчыван через Мегри открыто декларирует. США, в свою очередь, хотели, чтобы была восстановлена дорога Иджеван — Газах, но Азербайджан категорически отклонил этот план и заявил, что пока не будет восстановлена дорога через Мегри, никакие другие транспортные коммуникации в Армению разблокированы не будут. США услышали этот месседж, понимают принципиальность позиции Азербайджана и на данном этапе советуют Пашиняну не слишком упираться. Так как альтернативный путь — железная дорога по территории Ирана по берегу Араза до Джульфы — для США вариант неприемлемый, и здесь позиция Вашингтона однозначна. Ну и Россия, несмотря на ее достаточно тесное взаимодействие с Ираном, хотела бы, чтобы транспортный коридор проходил через Мегри, где стоят ее пограничники.
Я думаю, что Армения упирается, потому что считает Мегри важным козырем в торге с Азербайджаном и по-прежнему хочет выторговать для себя взамен какие-то важные уступки. Диалог, как мне кажется, будет продолжаться, и то, что Азербайджан разделил подписание мирного договора и будущие договоренности по Зангезуру – верное решение. Ожидаю, что примерно к началу следующего Азербайджан доведет восстановленную железнодорожную колею до Агбенда, то есть до границы с Арменией. К этому времени Армения должна будет принять окончательное для себя решение. Но еще раз повторю – Еревану деваться некуда, потому что в противном случае все коммуникации – не только через Азербайджан, но и через Турцию для Армении навсегда будут закрыты», — подчеркнул политолог.
В то же время, как считает Мусабеков, автомобильное сообщение до Нахчывана пока будет осуществляться по территории Ирана.
«Сегодня это большой крюк, идущий через Тебриз, занимает чуть ли не 250 километров и крайне неудобен для транспортного потока, пассажирских автобусов из Азербайджана. Но когда очень скоро будут введены в эксплуатацию мост в районе Агбенда, а с иранской стороны – мост в Нахчыван, в район Ордубада, это позволит сократить дорогу через Иран в Нахчыван до 55-60 километров. К середине следующего года мосты уже будут введены в строй, и качество этого транспортного коридора будет улучшено в разы», — уверен Р. Мусабеков.
По мнению российского политолога и публициста Руслана Сафарова, для Москвы запуск Зангезурского коридора является крайне важной задачей.
«Реализация транспортного сообщения через коридор «Север — Юг» очень важна для России, но здесь есть проблемы с иранской стороной, которая постоянно затягивает работу на участке Решт — Астара, и Москва эту волокиту весьма отчетливо ощущает. Россия вложила в реализацию немаленькие деньги, присутствует некий контроль за строительством коммуникаций, но вполне очевидно, что сдача этого отрезка коридора – вопрос времени, и прямо завтра он реализован точно не будет. Но дело в том, что транспортный коридор необходим России уже сегодня, и почему, мы тоже все прекрасно понимаем – по сути, это вопрос выживания для Москвы. Вместе с тем, с выходом на рынки Ближнего Востока Россия, напротив, может получить весьма резкий прирост динамики своей экономики, ощутимое увеличение международного оборота товаров и другие преимущества. Поэтому для запуска Зангезурского коридора Россия сейчас прикладывает определенные усилия – тут есть и дипломатическая составляющая, потому что Россия для осуществления этого плана отталкивается от договоренностей, указанных в трехстороннем заявлении от 10 ноября 2020 года, где прописаны все обязанности Армении по Зангезуру, и которое пока упразднять никто не собирался.
Также тут важным и позитивным фактором для Москвы является присутствие в этой зоне российских пограничников, их право на осуществление контроля грузов – таким образом, в случае начала работы коридора открывается возможность и для подключения коридора «Север — Юг», когда железнодорожные составы транзитом через Армению и Нахчыван смогут попадать в Джульфу и переходить на иранскую железнодорожную колею, двигаться дальше по территории Ирана, попадая на рынки Персидского залива, Аравийского моря – в общем, перспективы глобальны и очевидны. Так что таможенный контроль в зоне Зангезурского коридора для Москвы имеет стратегическое значение», — пояснил политолог.
Однако, по словам Сафарова, есть и негативный нюанс — сейчас присутствует столкновение интересов Москвы и Еревана.
«Дело в том, что премьеру Пашиняну очень удачно удалось продать своему населению идею о том, что в поражении Армении в 44-дневной войне виновата Россия. При этом Армения прекрасно понимает и видит заинтересованность России в Зангезурском коридоре – отсюда и все игры по схеме «отдам – не отдам», «разрешу – не разрешу». Так что мне кажется, что сейчас все прогнозы по запуску коридора через Армению – это как гадание на кофейной гуще. Попытка усидеть на двух стульях в фарватере политики Пашиняна создает предпосылки для затягивания этого вопроса. То есть, говоря образно, сейчас Ереван пытается подороже продать Зангезур Москве, попутно обвиняя во всех смертных грехах Россию – и такой подход тормозит развитие событий. Дав возможность запустить транспортный коридор через Армению прямо сейчас, передав его в руки российским пограничникам, Пашинян рискует оказаться на грани потери своей власти», — отметил политолог.
Однако, по его словам, в перспективе очевидно, что запуск Зангезура выгоден всем игрокам региона, и дальнейшее укрепление отношений Баку и Тегерану может также задать позитивную динамику для реализации коридора в том числе.
«Дело в том, что после 44-дневной войны Иран практически лишился всех своих бонусов в регионе. А с учетом ухода Армении на Запад получает и фактор угрозы у своих границ. Зангезурский коридор дает Ирану шанс поправить свое положение путем транзита своих грузов на новые рынки и направления. Однако совсем не хочет давать Ирану возможность контролировать железнодорожное сообщение в транзитном формате Турция. Так что противоречий много, и я думаю, прямо сейчас вопрос Зангезура не будет решен – все-таки придется подождать. Есть немалые основания полагать, что он будет решен, когда Пашинян сможет продать своему народу новый «опиум» – факт заключения мирного договора с Азербайджаном. Достижение для армянского народа, если вдуматься, крайне важное – ведь многие годы Армения жила в состоянии войны. В том, что у Пашиняна это получится весьма неплохо, сомнений практически нет. Так что после его заключения все логистические вопросы с Ереваном можно будет решать гораздо проще», — резюмировал Р. Сафаров.