Европа во власти преступного спрута Аналитика Кирпиченка
5 апреля 2024 года в Брюсселе состоялась пресс-конференция руководства полицейского ведомства Евросоюза Europol. Данные, представленные служителями закона, нельзя назвать утешительными: на фоне падения уровня жизни населения, кризиса буржуазных ценностей и войны на востоке Европы организованная преступность укрепляет свои позиции.
В отличие от мировых держав, разбившихся по враждебным блокам, криминальные элементы из разных стран демонстрируют «похвальную» слаженность и взаимодействие. Сегодня преступные группировки — это серьезные международные организации. Эксперты подсчитали, что в Европейском союзе работает более 820 преступных сетей, активными участниками которых являются более 25 тыс. человек. 68% преступных групп состоят из представителей разных национальностей, и только 32% являют собой моноэтнические объединения. Это чрезвычайно гибкая и способная к адаптации сетевая структура, состоящая как из отдельных лиц, так и из организаций, периодически объединяющихся для извлечения прибыли незаконным путем.
По мнению европейских полицейских, преступники прекрасно умеют использовать возможности, которые представляет им единая юридическая система ЕС, рыночная экономика и геополитические кризисы. Большинство самых опасных банд, до 86%, действуют под прикрытием легальных бизнес-структур. Как наиболее уязвимые для проникновения преступности, эксперты определяют такие сферы, как строительство, логистика и отельный бизнес.
Широко распространена точка зрения, что преступные группировки стремятся проникнуть в самые разные сферы деятельности, но это не соответствует действительности. Абсолютное большинство банд имеют четкую «специализацию». Также в преступном мире сегодня чрезвычайно распространен «аутсорсинг». Для решения юридических проблем, сложных технических вопросов или, напротив, для активности, не требующей высокой квалификации, привлекаются специалисты и организации со стороны.
Организованные преступные группировки также принимают разнообразные меры, чтобы сорвать мероприятия, проводимые правоохранительными органами, используя для этого сбор данных (другими словами, разведку), коррупцию или воздействие на судебные разбирательства. Это позволяет криминальным организациям функционировать в течение длительного времени, порой на протяжении нескольких десятилетий.
Крупные преступные группировки отличаются значительной степенью сплоченности своих членов, что характерно как для вертикальных, так и для горизонтальных криминальных структур. Средняя численность типичной ОПГ колеблется от 8 до 100 человек.
По мнению Europol, наибольшую опасность представляет из себя организованная преступность с Ближнего Востока и с Украины. Дабы избежать наказания, главари этих организаций обосновались за пределами Европы, например в Дубае, и оттуда управляют криминальным бизнесом. 76% ОПГ действует больше чем в одной стране.
Впрочем, не стоит недооценивать и западноевропейцев, законопослушность которых, судя по докладу, несколько преувеличена. Так, особо опасную группу составляют преступные сети Нидерландов и Бельгии. Их объединяет общий язык, ментальность и хорошая инфраструктура, соединяющая две страны. Это позволяет им контролировать наркотрафик, идущий через порты Роттердама и Антверпена.
Ядром восточноевропейских преступных группировок, как правило, являются граждане Польши и Украины. В качестве рядовых исполнителей, например, для контрабанды табачных изделий, они привлекают преимущественно граждан Молдовы. А для более сложных преступлений, мошенничества с НДС, таможней, онлайн-мошенничества и незаконного ввоза мигрантов, они приглашают «специалистов» Чехии, Словакии, Испании и других стран.
Основной специализацией ближневосточных ОПГ является трафик нелегальных мигрантов, которых переправляют в Италию, Нидерланды, Бельгию и Францию. Этим занимаются более 50% преступных группировок. Примечательно, что антиэмиграционные меры, принимаемые Европейским союзом, бьют прежде всего по «стихийной», неорганизованной миграции и усиливают позиции организованной преступности, которая использует как политическую нестабильность на Ближнем Востоке, так и экономические сложности на юго-востоке Европы. Они фабрикуют поддельные документы, организовывают перевалочные пункты, достают транспорт и подкупают сотрудников правоохранительных органов. Наибольшую опасность являют собой китайские и нигерийские преступные группировки, проникновение в которые крайне затруднено.
Другое важное направление деятельности организованной преступности — это производство и сбыт наркотических средств, прежде всего кокаина и синтетических наркотиков. Важным центром производства последних сегодня стали государства Балтии. Из-за пределов ЕС наркотики поставляются через порты Нидерландов и Бельгии, а также через государства, расположенные в бассейне Черного моря. В этой сфере занято около 36% ОПГ.
Наконец, последняя значительная сфера деятельности, составляющая 15% преступного мира, — это отмывание грязных денег, которое осуществляется либо путем мошенничества, либо через подставные организации. Отмывание денег происходит посредством махинаций с недвижимостью, розничной торговли и инвестиций в предприятия с интенсивным использованием денежных средств. Многие преступные группировки, специализирующиеся на отмывании денег, часто предлагают свои услуги другим криминальным организациям.
Преступные сети оказывают разрушительное влияние на европейское общество. Так, отмечено, что 71% преступных группировок активно используют коррупцию для проникновения в структуры ЕС. Люди, вовлеченные в эту сеть, как правило, уже не имеют возможности вырваться из криминального мира, опасаясь шантажа и разоблачения. Более 60% криминальных организаций используют в своей деятельности насилие. Особенно это распространено в организациях, занимающихся распространением наркотиков, а жертвами насилия становится преимущественно молодежь из социально незащищенных слоев населения, которая угрозами, избиениями и даже изнасилованиями вовлекается в криминальный бизнес.
В свою очередь, власти Евросоюза надеются, что им удалось вскрыть схемы международного взаимодействия преступных сообществ, и это поможет взять организованную преступность под контроль. Как заявила исполнительный директор Europol Катрин де Болле: «Преступники процветают во тьме, но мы меняем это. Данный отчет Europol является самым обширным исследованием основных преступных сетей, когда-либо проводившимся правоохранительными органами на европейском уровне. Благодаря сотрудничеству всех государств-членов ЕС и 17 стран-партнеров Европола, мы пролили свет на деятельность наиболее опасных преступных сетей в ЕС. Эти данные, которые теперь сконцентрированы в Европоле, дадут правоохранительным органам преимущество, необходимое им для более эффективного выявления ОПГ и проведения международных уголовных расследований».
Среди мер, необходимых для победы над организованной преступностью, Europol прежде всего считает международное сотрудничество как на уровне ЕС, так и с сопредельными государствами. Это позволит более эффективно вести оперативную работу по ликвидации самых опасных международных преступных сетей.
Другой целью правоохранительных органов должна стать криминальная инфраструктура, которая помогает преступникам оставаться на плаву, будь то отмывание денег или нелегальная торговля оружием. Наконец, властям необходимо выработать комплексный подход, направленный на устранение причин преступности, чтобы не позволить криминалитету находить лазейки в законах и использовать легальные бизнес-структуры.