«Команда Трампа знает: Азербайджан — гарант стабильности на Южном Кавказе» Дмитрий Радышевский на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c израильским экспертом, доктором философии, выпускником теологической аспирантуры Гарвардского университета, политологом Дмитрием Радышевским.
— Уже в понедельник в Белый дом въедет новый хозяин - Дональд Трамп. С ноября прошло уже достаточно времени, и все же, на ваш взгляд, кто он - избиратель Трампа?
— Вообще, победа Трампа — это победа прагматичного патриотизма и демократии над глобализмом и тиранией бюрократии. Другими словами, капитализма над олигархическим неомарксизмом. Потому что, по сути, идеологией США при Клинтоне, Обаме и Байдене стал неомарксизм — то есть, власть меньшинств, неизбираемые бюрократии глубинного государства и олигархата. Это в первую очередь так называемая «Большая фарма» (условное название группы транснациональных компаний, производящих фармацевтическую продукцию), Биг-Тех (Big Tech — термин, который относится к наиболее доминирующим и крупнейшим технологическим компаниям США), а также военно-промышленный комплекс. А Трамп вернул Америку к ее базовым ценностям — защита интересов среднего класса, популизм в самом хорошем и прямом смысле — от слова «попула», народ. То есть, здесь смысл в том, что власть должна отвечать стремлением народного большинства.
Конечно, Америка будет продолжать защищать интересы большого бизнеса, как любая страна с рыночной экономикой защищает интересы своего ведущего бизнеса, но, в первую очередь, Америка вернется к защите своего работающего среднего класса, который является основой общества. Кто основной избиратель Трампа? Это американский средний класс и христиане. И обе эти категории, в основном, пересекаются. А если мы копнем глубже, то в основном американский средний класс — это христиане, протестанты, католики, латино и афроамериканцы. И во многом даже люди, которые сидели на социальных пособиях, многие афроамериканцы, выходцы из Латинской Америки, принадлежащие к социально слабым слоям, тоже голосовали за Трампа, потому что были христианами и потому что Трамп восстанавливает вменяемость, здравый смысл, который совпадает с библейскими христианскими ценностями. Американский средний класс, на самом деле, диктует то, каким будет внешнеполитический курс Соединенных Штатов. И это касается отношений со всеми странами мира, включая Азербайджан и Израиль.
Американский налогоплательщик, средний класс не понимает, почему он должен платить больше налогов и жить хуже ради следования идеологии неомарксизма-глобализма и обогащения своего олигархата. В частности, почему они должны жить хуже из-за того, что государство при Обаме и Байдене вливает гигантские суммы в содержание нелегалов и открыло им, по сути, южную границу Соединенных Штатов, ту заградительную линию, стену, которую пытался воздвигнуть на границе Трамп, почему должны содержать правительство Зеленского, почему они должны финансировать войну Украины с Россией? И они правы — многие решения мотивированы циничными политическими интересами. Просто потому, что партия демократов решила, что чем больше она впустит нелегалов и чем быстрее она даст им легализоваться и получать пособия, то все эти люди в благодарность будут голосовать за демократов, и республиканцы больше никогда не вернутся к власти.
А Трамп — нормальный политик, ориентирующийся на запросы общества, его программа будет решать все эти вопросы.
Опять же отмечу — здесь здравый смысл снова совпадает с библейскими ценностями, что так важно для среднего класса США. И вообще, если брать историю, Америка всегда стояла крепко, как ковбой, широко расставив ноги, на Библии и на прагматизме — поэтому и стала великой державой.
— Как будут смещаться акценты во внешней политике США при Трампе?
— Исходя из вышесказанного, можно ожидать, что Трамп займется в первую очередь проблемой Китая, политикой в отношении России и Украины в тех аспектах, где она пересекается с Китаем, а также продвижением планов США на Ближнем Востоке.
Китай — весьма болезненная проблема для США. Потому что, как считают в США, именно Китай забирает рабочие места американцев среднего класса, сбивает цены на американские товары, хозяйничает в Тихом океане и вообще присутствует везде. Даже Гренландию Трамп хочет купить для Америки не случайно — потому что там увеличивается влияние Пекина. Китай достаточно ловко влезает повсюду со своими инвестициями, захватывая сферы бизнеса и влияния — от Гренландии до Африки, от Мексики до Голливуда.
Я жил и работал в Голливуде, знаком с ситуацией и отмечу, что даже в американской киноиндустрии ощущается влияние Китая. Что очень не нравится американцам. Китайцы через инвестиции скупили большую часть сетей американских кинотеатров и значительные пакеты акций в крупнейших голливудских студиях. Поэтому ни одна американская крупная киностудия не рискнет подвергать критике Китай. Обратите внимание, что за последние двадцать лет практически не было ни одного фильма, где китайцы или КПК выступили бы как отрицательные персонажи. Злодеи — это все чаще русская мафия, Северная Корея или какие-то джихадисты.
Америке надо бороться с Китаем — это идеологическая платформа Трампа и Республиканской партии, где Китай обозначен как главный противник Вашингтона. По-английски это звучит как «clear and present danger», то есть «ясная и сиюминутная угроза». Поэтому такой четкий слоган, без сомнения, будет основным направлением внешней политики Трампа.
Второй момент — это Россия и Украина, который, по мнению трамповской команды, является производной от проблемы Китая. У Трампа и его команды есть ясное понимание того, что необходимо сделать для того, чтобы оторвать Россию от Китая, в объятия которого так безответственно и бездумно Москву толкнула политика Обамы и Байдена в отношении Украины.
Но и вторая составляющая тоже библейская: она заключается в том, что многие американские христиане, сторонники Трампа, говорят, что администрация демократов совершила большой грех, стравив два христианских народа — российский и украинский, втянув их в братоубийственную бойню. И они за то, чтобы произошла библейская перезагрузка отношений между Америкой и Россией. Надо вспомнить, что это два крыла мирового христианства, западная и восточная церковь, и им надо примириться.
Поэтому с приходом Трампа, я думаю, что так, как он и обещал, состоится прекращение огня в Украине, и дальше будет длительный процесс переговоров, конфликт войдет как минимум в замороженную стадию.
— А что ждать Израилю?
— Что касается Израиля, то здесь тоже одновременно фигурирует и прагматика, и библейский подход для американской администрации. По-библейски — Израиль это центр монотеистической цивилизации, центр библейской цивилизации. Поэтому его надо поддерживать, основываясь на пророчествах, на этике, на морали. В Израиле ожидают, что Трамп не столько даже поможет еврейскому государству — оно может справиться само, своими силами и с божьей помощью — а просто развяжет ему руки, потому что администрации Обамы и Байдена эти возможности Израиля сдерживали.
Поэтому в глобальных вопросах я и большинство израильтян ожидают больших позитивных перемен на Ближнем Востоке.
— Что ждет Южный Кавказ при Трампе? В период администрации Байдена началась активная военно-политическая поддержка Армении, что серьезно повлияло на отношения Баку и Вашингтона.
— Вообще, Азербайджан — это главный гарант стабильности на Южном Кавказе. В администрации Трампа, как я полагаю, будет присутствовать это понимание. Я в свое время сотрудничал с экспертным отделом Конгресса США по борьбе с международным терроризмом, и мы всегда говорили и готовили доклады о том, что Азербайджан должен быть главным союзником США на Южном Кавказе. Посмотрите, кто эффективнее всего борется с террором в таком сложном региональном окружении — конечно, Азербайджан.
А кто главный союзник Ирана в регионе? Армения. К сожалению, наши рекомендации не всегда принимались Белым домом, когда там были администрации демократов. Потому что, к сожалению, Демократическая партия США очень глубоко повязана с армянским лобби США. Они один из крупнейших доноров демократов. Сейчас демократы, слава богу, уходят, и подход США к Баку при администрации Трампа существенно изменится.
Я думаю, что Трамп и его команда будут рассчитывать на помощь Азербайджана в посредничестве между Турцией и Израилем. Азербайджан — это оплот, крепость, стабильность, развитие. Азербайджан в силах примирить Турцию и Израиль, двух своих друзей.
Что касается сотрудничества Армении и НАТО, то я думаю, что Баку не надо беспокоиться — она не станет членом этого блока. И не потому, что Россия против, а потому что Трамп против расширения НАТО и против усугубления конфликта с Россией. Как вы знаете, Трамп всегда выступал за сокращение американского участия в НАТО и даже за выход США из НАТО. А без американской поддержки НАТО не сможет существовать.
Мы говорили с вами до этого, что Трамп — это реалист. Так вот, с точки зрения реализма, Россия — не угроза ни для США, ни для Европы. И все эти страшилки о том, что Россия пойдет после Украины на Польшу и на страны Балтии, — сказки для создания необходимого ажиотажа. Они нужны просто для увеличения бюджета НАТО. Угроза для США — это Китай, и на этом будет строиться внешняя политика Трампа, как уже было отмечено выше. И Трамп будет продолжать создавать де-факто НАТО на Тихом океане: с Японией, с Южной Кореей — для сдерживания Китая. А расширение НАТО на Южный Кавказ и принятие Армении — это лишь забавные фантазии армян, этого никогда не случится. Но при этом отмечу: Трамп за то, чтобы Армения заключила прочный мир с Турцией и Азербайджаном. И чтобы Армения ориентировалась на них, а не на Иран. По крайней мере, до тех пор, пока Иран не трансформируется. И, конечно, команда Трампа за то, чтобы армяне полностью оставили реваншизм в своей идеологии. Наша экспертная группа в Вашингтоне, после возвращения Карабаха под юрисдикцию Азербайджана, разработала проект «Карабахская зона мира», где Карабах представляется зоной межконфессионального туризма и примирения. Он мог бы пригодиться Азербайджану.