«Лукашенко предупредил неопытного Пашиняна» Белорусские эксперты на Caliber.Az
На днях президент Беларуси Александр Лукашенко сделал ряд заявлений в адрес Еревана, озвучив в том числе содержание кулуарных бесед с премьером Армении. В частности, президент Беларуси выразил уверенность, что на руководстве Армении лежит вина за события, происходившие в последние годы в Карабахском регионе Азербайджана. «И то, что случилось в Карабахе, — это вина только руководства Армении. Я их (власти Армении — ред.) предупреждал лично: отдай им (Азербайджану — ред.) эти территории. Тем более, они (власти Армении — ред.) же признавали, что это «не наши территории». Да, это не наши земли, это азербайджанские. Но мы (Армения — ред.) не отдадим — будем воевать», — пересказал Лукашенко разговоры с властями Армении.
Белорусский лидер отметил, что обращался вместе с Путиным к Пашиняну, чтобы мирно урегулировать проблемы между Ереваном и Баку. «Довоевались. И потом, чего сейчас обижаться на Россию или еще на нас? Ты же сам (Пашинян — ред.) Карабах признал, что это территория Азербайджана», — заявил он. Также Лукашенко высказал скепсис в отношении нынешнего политического курса Армении. «Мы всячески старались помогать армянам, мы сотрудничали как с самыми близкими людьми, помогали всячески. Но вот, видите, захотелось на Запад, в ЕС… Какой Запад? Мы не против сотрудничества с Западом, американцами, но вы же видите их политику», — приводит его слова агентство Белта.
Как следует трактовать эти месседжи Лукашенко Еревану? С этим вопросом корреспондент Caliber.Az обратился к белорусским политологам.
Как считает эксперт по политике Союзного государства, профессор МГИМО Кирилл Коктыш, прошло примерно три месяца с того момента, когда Пашинян сделал ряд скандальных заявлений в адрес Беларуси, и понятно, что, зависнув в воздухе, оставшись без ответа, они бы использовались как негативный пиар-фон против Беларуси.
«И ясно, что ответить на эти высказывания, когда пришло время, было необходимо. Я считаю, что Лукашенко очень адекватно использовал элемент публичной дипломатии, озвучил свою позицию, показав при этом, что с как официальной, так и кулуарной дипломатией у Минска все обстоит на высоком уровне, в отличие от того же Еревана», — заметил политолог.
На его взгляд, обращение Лукашенко к народу Армении в ходе встречи — это тот случай, который показывает, что армянские элиты существуют отдельно от своего общества.
«Лукашенко ведет себя как политик, который опирается на широкую народную поддержку, который верит, что именно народ является конечным субъектом и не раз это доказывал. И поскольку в данном случае прямая коммуникация с Пашиняном бессмысленна, он обратился напрямую к армянскому народу, объясняясь и показывая, где находятся его, народа, интересы. Ведь Запад, как показывает история, всегда заключает сделку с элитами, за счет общества и народа, который в этой стране живет, и ему в конечном итоге приходится расплачиваться за все сделанное элитами. И стоит учитывать, что это происходило в ходе встречи с национальными общинами, живущими в Беларуси, так что обращение Лукашенко носило всеобъемлющий посыл как для внешней, так и внутренней аудитории», — сказал К. Коктыш.
По мнению же кандидата политических наук Сергея Томица, сказанное Лукашенко — важный посыл для Еревана.
«То, что президент Беларуси рассказал о своих разговорах с Пашиняном, раскрыл их подробности, конечно, показательно и раскрывает суть захватнической идеологии Армении. И никаким «голубем мира» Пашинян, конечно, не является. Он просто подстраивался под обстоятельства. В немалом смысле это ответный пас Лукашенко Еревану за его июньские тезисы. То есть, Лукашенко достаточно четко обозначил игру Еревана – когда, негативно высказываясь в адрес Минска, Пашинян на самом деле обвиняет Россию – этот прием достаточно очевиден.
Можно сказать, что, не делая откровенно жестких и резких выпадов, как это сделал Пашинян, Лукашенко в более миролюбивом и спокойном ключе раскрыл всю игру Пашиняна с самого момента начала его премьерства, подноготную политики Армении за все это время. В том числе коснулся он и планов Армении переориентировать свою политику на Запад, армянских грез на этот счет. И мы видим, как Лукашенко с высоты своего внушительного политического опыта предупреждает неопытного Пашиняна о возможной ошибке в смене политического курса. Опять же ненавязчиво, в дружелюбном тоне. И это как раз показывает уровень Лукашенко как политика, который, безусловно, более мастит и профессионален, чем Пашинян. Он образно дал понять, что следует семь раз отмерить, прежде чем действовать и что-то заявлять», - резюмировал С. Томиц.