Опасный дуализм Мирные заявления Пашиняна и уличный реваншизм Армении
«Сегодня Республика Армения независима как никогда, суверенна как никогда, более развита как никогда, более процветающа как никогда, более перспективна как никогда, потому что она мирная. Мир установлен, и он должен стать предметом ежедневной заботы и внимания, он должен стать институциональным. Август 2025 года стал началом мирной и благополучной жизни для Республики Армения». Это — цитата из публикации премьер-министра Никола Пашиняна в соцсетях, посвященной очередной годовщине принятия Декларации о независимости РА. В целом, после судьбоносной встречи в Вашингтоне 8 августа армянский премьер и его правительство не переставая заявляли об эпохе мира в регионе и желании скорейшей нормализации отношений с Баку и Анкарой. Казалось бы, осталось только внести изменения в Конституцию Армении, устраняющие территориальные претензии к Азербайджану, и долгожданный мир действительно наступит. Но…
Несмотря на полные оптимизма заявления официального Еревана о приверженности мирной повестке, в Армении, тем не менее, продолжают сохраняться и явно проявляться реваншистские настроения. Так, согласно сообщениям армянских СМИ, на 2 сентября, в так называемый «день независимости» т.н. «нкр», в столице Армении запланированы массовые акции, организованные оппозиционными партиями и движениями. В частности, радикалы из «Дашнакцутюна» анонсировали проведение митинга в спортзале «Динамо», а пророссийский блок «Мать Армения» намерен собрать сторонников на площади Свободы под лозунгом «Не будет арцаха — не будет Еревана». Эти призывы напрямую демонстрируют, что в общественном сознании Армении Карабахский регион Азербайджана по-прежнему рассматривается как часть армянской идентичности, а вопрос «арцаха» остается элементом политической повестки, несмотря на официальные заявления правительства о готовности к миру.
Особое значение имеет и символическое закрепление нарратива территориальных претензий к Азербайджану. В Армении в последние годы открываются мемориалы, посвященные убитым террористам в ходе армяно-азербайджанского конфликта. Подобные шаги несут в себе очевидное идеологическое послание: сохранение для будущих поколений представления о Карабахе как об «утраченной родине». Таким образом, государственная риторика о мире вступает в противоречие с практикой поддержки символических шагов, укрепляющих реваншистский нарратив.
Не менее тревожным сигналом является работа с молодежью. Так, террористическая организация «Еркрапа» (которую, кстати, возглавляет сподвижник Пашиняна Сасун Микаэлян) при поддержке министерства обороны регулярно организовывает учебные военные лагеря для молодежи. Кстати, финансирование лагеря осуществляет правительство Армении (последнее подобное постановление было принято на заседании Кабмина РА 25 июля). В этих лагерях молодежь обучают военному делу, воспитывают в них ненависть к азербайджанцам, организовывают марши с тряпками «нкр». Кстати, на этих мероприятиях присутствовал заместитель министра обороны Грачья Саргсян, что подчеркивает институциональный характер поддержки подобных инициатив.
Участие официальных лиц в акциях, где звучат лозунги, ставящие под сомнение территориальную целостность Азербайджана, в корне противоречит заявленной Ереваном приверженности мирной повестке. Более того, это противоречит пункту 8 текста парафированного мирного соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджаном и Арменией, где черным по белому прописано: «Стороны осуждают и будут бороться с нетерпимостью, расовой ненавистью и дискриминацией, сепаратизмом, насильственным экстремизмом и терроризмом во всех их проявлениях в пределах своей юрисдикции и будут соблюдать свои международные обязательства».
Формальное оправдание армянских властей, что, мол, подобные акции якобы не организуются напрямую государственными органами, не может удовлетворять Азербайджан. Речь идет не о формальном участии государства, а о создании атмосферы, где реваншизм и территориальные претензии становятся частью общественной и политической жизни. Если власти Армении действительно заинтересованы в мире, они должны предпринять реальные шаги, чтобы исключить участие официальных лиц в подобных мероприятиях, прекратить государственное содействие открытию мемориалов с реваншистской символикой и четко обозначить недопустимость действий, которые могут поставить под сомнение международно признанные границы.
Сегодня Армения стоит перед выбором. С одной стороны, она декларирует готовность к заключению мирного договора и заявляет о намерении строить отношения с Азербайджаном на основе взаимного признания территориальной целостности. С другой — в самой стране активно продолжают жить символы и практики, поддерживающие дух реваншизма и воспитывающие новое поколение в логике конфронтации. Мемориалы, митинги, детские лагеря с сепаратистской символикой формируют устойчивый конфликтный потенциал, который противоречит процессу нормализации отношений.
Таким образом, пока реваншистские настроения в Армении сохраняются и подпитываются как на общественном, так и на институциональном уровне, разговоры о мире выглядят односторонними и неполными. Для того чтобы мирная повестка обрела реальное содержание, Ереван должен перейти от деклараций к конкретным действиям — дистанцироваться от реваншистских инициатив, пресекать их финансирование и исключать политическое покровительство. Только в этом случае можно будет говорить о подлинной готовности к миру, а не о сохранении двойной политики, где мирная риторика сочетается с практиками, разжигающими новые очаги конфликта.