«Сегодня мы фактически воюем с колес» Жданов о будущем Украины / Интервью
Интервью Caliber.Az с полковником запаса ВСУ, украинским военным экспертом Олегом Ждановым.
- Олег Владимирович, прошла информация о том, что на предстоящем декабрьском саммите ЕС будут обсуждаться гарантии безопасности для Украины. Что конкретно имеется в виду?
- Речь идет о гарантиях безопасности после завершения войны в Украине, в том числе о принятии в НАТО. Мы попросили наших партнеров предоставить нам на этот период гарантии безопасности. Скорее всего, мы попросим прописать конкретные действия стран. Напомню, когда «Большая семерка» огласила эти гарантии безопасности, к ним присоединилось больше 10 стран, готовых нам гарантировать определенные действия, к примеру, резервирование для наших нужд необходимого количества боеприпасов, снаряжений, топлива, денег, а в случае кризисной ситуации, если, не дай Бог, Россия попытается возобновить боевые действия, они нам все это предоставят.
- Имеется ввиду постконфликтный период?
- Да. То есть максимум в среднесрочной перспективе. Вряд ли та же Европа и в целом страны-партнеры готовы тянуть эту войну до бесконечности. Ведущие страны ЕС на сегодняшний день уже понимают, что отдалиться от этого конфликта не получится, а затягивать его невыгодно никому, поэтому они будут прилагать усилия, чтобы максимально быстро завершить войну. Я так понимаю, Европа хочет взять на себя больше ответственности за ситуацию на европейском континенте.
- Думаете, у Европы получится перебить США в военных поставках?
- У Европы больше возможностей, чем у США. Или, скажем так, техники и вооружений не меньше, чем у США. Поэтому для американцев это будет жестким уроком: либо они присоединятся к Европе и тогда объемы и время поставок будут сняты с повестки дня, либо они потеряют мировое господство. Сегодня США являются гегемоном в плане помощи, они локомотив и дают большое количество финансов, но не самое большое количество техники. А техника идет от стран-партнеров. Германия в два раза хочет увеличить (до восьми миллиардов) военно-техническую помощь Украине, Нидерланды готовы дать два миллиарда, другие страны ЕС тоже объявляют об увеличении военных поставок. У них у всех склады забиты оружием.
- Тогда почему Владимир Зеленский полетел в США, а не в Европу?
- Если я правильно понимаю, Зеленский попытается объяснять Байдену, что США могут попросту потерять свое место в лодке. В США сейчас непростая ситуация. Фактически над Байденом навис дамоклов меч. Если он пойдет на уступки республиканцам, то проиграет выборы, так как вопрос южной границы США - это минус голоса Байдена и плюс голоса Трампа. Поэтому американский лидер не может пойти на этот компромисс. Трамп уже сегодня, практически за год до выборов, опережает Байдена на четыре процента голосов. Перед США стоит следующая задача - либо они уходят в трамповскую риторику «Америка для американцев», а это изоляционизм и потеря мирового господства, либо нет, поскольку для демократов важно сохранить мировое лидерство. Таким образом у США на сегодняшний день диаметрально-противоположная задача. На этом фоне Европа готова бороться за пальму первенства на своем континенте, и обойти США.
- В этом контексте насколько уместны далеко не оптимистичные заявления главы Еврокомиссии Урсулы Фон дер Ляйен о том, что вступление Украины в ЕС требует времени?
- На мой взгляд, как раз-таки перспективы вступления Украины в ЕС вполне реальные, тут я не вижу вообще никаких проблем. Даже позиция Виктора Орбана меня не смущает.
- Считаете замечания президента Венгрии по поводу зашкаливающего уровня коррупции в Украине необоснованными?
- Вопрос в том, кто с какой колокольни на это смотрит. Вспомните, какой была ситуация в Польше, когда она вступала в Европейский Союз. Кроме того, коррупция - не главная проблема для вступления Украины в ЕС.
- А что тогда?
- Главная проблема - это адаптация правовой и законодательной базы. Думаю, Украину примут в ЕС, потому что в противном случае проблемная граница Европейского Союза встанет в Польше, Румынии, Словакии. Но, чтобы принять Украину в ЕС, надо привести ее к стандартам Европы, чтобы мы влились в их структуру, и тогда вопрос коррупции тоже решится автоматически. Наши власти не всегда спешат следовать этой линии, они либо стараются внести какую-то правку в закон, который предлагает ЕС (а эта правка меняет суть всего закона), либо не спешат с законами, принять которые просит Европейский Союз для более глубокого понимания процессов, происходящих в Украине. Вот в этом и заключается главная проблема, мешающая вхождению Украины в ЕС. Все остальные вопросы решаемы.
- А как быть с НАТО?
- Скорее, это не реалистично. Во-первых, мы не знаем, как закончится война и насколько у нас будет восстановлена территориальная целостность. Это главный камень преткновения, на мой взгляд. На сегодняшний день одно из требований Республиканской партии США - сформулировать, что для демократов означает победа Украины в войне. У нас в стране это тоже не сформулировано. А принимать страну, разделенную линией фронта, никто не будет. Это первый момент.
Второй момент, давайте вспомним знаменитое выступление Байдена в марте 2021 года, когда он сказал, что НАТО максимально будет дистанцироваться от этого конфликта, ни в коем случае не вступит в него, дабы не переводить войну в статус мировой. Если Украина вступит в НАТО, кто будет воевать с Россией? НАТО? Нет, конечно. Поэтому, я думаю, мы останемся в статусе самого лучшего партнера НАТО.
Считаю, что нам необходимо создать с ближайшими соседями военно-политический блок коллективной безопасности. Возможно, это будет восточное крыло НАТО, или составная часть блока НАТО, но это необходимо сделать, так как по-другому мы не вытянем войну. А в НАТО нас вряд ли возьмут.
- Как обстоит сейчас ситуация на фронтах?
- На фронтах ситуация крайне тяжелая. Она осложняется тем, что РФ на сегодняшний день удалось собрать какое-то количество войск, и скорее всего, до президентских выборов в РФ (то есть, до марта) противник постарается атаковать нас. К выборам России нужны успехи на фронте. В принципе, наступление со стороны РФ уже набирает обороты.
- Можете назвать примерные сроки завершения войны?
- Как минимум война затянется еще на год. Все будет зависеть от ситуации в США, от поставок нам необходимого количества боевой техники и боеприпасов. А сегодня мы фактически воюем с колес.