twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..

Трамп vs Харрис: выборы президента США. Live

ИНТЕРВЬЮ
A+
A-

Станет ли 2024-й геополитическим прорывом для Южного Кавказа? Экспертные мнения на Caliber.Az

12 Января 2024 10:39

Каков реалистичный прогноз для нашей страны и региона в наступившем новом году? Может ли 2024-й стать временем, когда Армения и Азербайджан, наконец, официально поставят точку в многолетнем конфликте?

В ушедшем году Азербайджан, по сути, решил свой самый острый вопрос –полное восстановление суверенитета и территориальной целостности. Благодаря молниеносным антитеррористическим мероприятиям в сентябре Азербайджан вернул контроль над Карабахом. Обе стороны, Азербайджан и Армения, теперь говорят, что они достигли соглашения по большинству оставшихся фундаментальных вопросов, а дипломатические переговоры после перерыва, похоже, снова возобновятся.

Урегулирование конфликта может изменить регион. Если Армения и Азербайджан заключат мир, то вскоре может последовать сближение Армении с Турцией. В результате границы между тремя странами вновь откроются, положив конец длительной географической изоляции Армении и подготовив Южный Кавказ к тому, чтобы в полной мере воспользоваться новыми транспортными проектами, направленными на перевозку грузов между Европой и Азией.

Так каковы шансы на то, что Баку и Еревану удастся заключить полноценный мир и ничто, и никто не помешает этому в очередной раз? Каковы аргументы в пользу этого?

Прокомментировать эту ситуацию взялись по просьбе Caliber.Аz известные зарубежные обозреватели.

Доктор военных и политических наук, профессор Вахтанг Маисая (Тбилиси) полагает, что уже в этом году состоится подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном.

«Я думаю, что это произойдет в ближайшее время, и это, естественно, изменит весь геополитический расклад на Южном Кавказе, безусловно, изменит индикаторы региональной безопасности. Не думаю, что фактор России как-то уменьшится. Напротив, здесь уже создается интересная конфигурация в контексте формата «3+2». Допускаю даже, что он перейдет в «3+3». Это то, к чему сейчас всё идет. Выборы в Грузии, которые состоятся в этом году, возможно, повернут страну в евразийском направлении, а не в евроатлантическом. США теряют свой вес в регионе – это уже состоявшийся момент», - считает политолог.

Армения балансирует между Францией, Евросоюзом, Россией и Турцией, констатирует Маисая.

«Видимо, фактор России еще будет усиливаться. Усилятся и позиции Турции. Как раз троица – Россия, Турция и Иран – как региональные гегемоны, скорее всего, перекроют кислород западным державам. Я думаю, в контексте войны в Украине и тех выборов, которые сейчас готовятся в США и главных европейских государствах, они немного отстранятся от процессов формирования своего геополитического влияния и замкнутся на своих голосованиях, которые важны для них. И это еще более уменьшит влияние Штатов в нашем регионе. Скорее всего, фактор троицы возобладает на Южном Кавказе, и именно в контексте этого треугольника будет подписан мирный договор.

И я даже могу предположить, что в Грузии, к сожалению, усилятся пророссийские позиции. Несмотря на то, что Грузия недавно получила статус кандидата на вступление в ЕС. Но очевидно, что евразийские политические силы на этом фоне усиливают свое влияние. Вот такая, я бы сказал, внутренняя дилемма безопасности вырисовывается в Грузии. К чему это приведет, пока еще неясно. Но то, что мирный договор между Арменией и Азербайджаном будет подписан в этом году, это я могу вам сказать точно, и это станет главным геополитическим прорывом этого года», - уверен Маисая.

Директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций (Москва) Михаил Нейжмаков заявил, что в конце 2023 года и Баку, и Ереван, как известно, посылали, в основном, позитивные сигналы о перспективах заключения мирного соглашения.

«Можно вспомнить реплику главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова, произнесенную в конце декабря 2023 года, что в Баку смотрят на перспективы диалога «реалистично и оптимистично». Или чуть более раннее высказывание секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна, что «можно в течение одного месяца финализировать и подписать мирный договор».

Тем не менее, стоит помнить, что именно на завершающие этапы переговорного процесса нередко приходится обсуждение вопросов, вызывающих наибольшие разногласия. Например, явно сохраняются разногласия по вопросу разблокирования транспортных коммуникаций. Критика со стороны Баку инициированного Ереваном проекта «Перекресток мира», например, в рамках недавнего интервью Хикмета Гаджиева для Berliner Zeitung с репликой, что в Азербайджане «не намерены и дальше ждать» подвижек по этому вопросу, еще раз напоминает, что оба государства здесь далеки от разрешения противоречий. Конечно, эту тему, как и проблему делимитации границы, можно вынести «за скобки» мирного соглашения. Но стоит учитывать, что в таком случае и риски новой эскалации напряженности после заключения такого договора будут выше», - отмечает московский аналитик.

По его словам, не исключено, что в январе — начале февраля 2024 года в рамках диалога между Баку и Ереваном не очень интенсивными будут заявления о конкретных подвижках — при сохранении высоких темпов непубличных консультаций.

«Также стоит учитывать, что, например, для Никола Пашиняна объективно выгоднее может быть заключение мирного соглашения, пока внутри Армении наблюдается спад протестной активности, ведь в апреле-мае 2024 года интенсивность уличных акций оппозиции вполне может возрасти (как это было, например, весной 2022 года). Кроме того, с лета 2024 года начнется решающая фаза президентской кампании в США (после официального выдвижения кандидатов съездами Демократической и Республиканской партий), на фоне которой внимание Вашингтона к Южному Кавказу, вполне вероятно, снизится — что в нынешних условиях может дать больше пространства для маневра скорее Баку, чем Еревану. То есть, у правительства Армении есть целый ряд причин, чтобы считать заключение мирного соглашения оптимальным - до апреля, в крайнем случае — до июня 2024 года.

В свою очередь, Баку также объективно выгодно не оттягивать подписание мирного договора, пока действует целый ряд благоприятных для Азербайджана факторов — в том числе, достаточно стабильна ситуация в Турции, а внимание Ирана отвлечено на ближневосточный кризис. Тем не менее, у азербайджанской стороны и явной необходимости форсировать подписание соглашения уже в ближайшие месяцы нет. Пока официальный Баку имеет основания рассчитывать, что летом-осенью 2024 года его переговорные позиции (в том числе, в связи с возможным временным снижением внимания США к региону) могут укрепиться. Отсюда, например, реплика Ильхама Алиева в интервью Euronews, записанному 23 ноября 2023 года, что «сроки тут не столь важны, важна повестка для обеих стран». Однако и для Азербайджана было бы выгодно (если реализуется сценарий со снижением темпов переговоров) добиться заключения мирного договора, по крайней мере, до конца 2024 года», - считает Нейжмаков.

Что касается влияния будущего мирного соглашения на позиции России в регионе — стоит повториться, что такой договор, скорее всего, всех противоречий между Баку и Ереваном не снимет, особенно, если вопрос делимитации границы будет рассматриваться отдельно, говорит он.

«Действительно, Ереван не раз за последние месяцы высказывал скептические оценки по поводу ОДКБ (в конце декабря 2023 года о «неоправданных ожиданиях» от членства в этой организации вновь напомнил глава МИД Армении Арарат Мирзоян), при этом западные игроки посылают сигналы о намерении развивать сотрудничество с правительством Никола Пашиняна в сфере безопасности. Отметим недавний визит в Армению представителей Европейского командования Вооруженных сил США. Однако о достаточных гарантиях безопасности Армении со стороны западных игроков пока, насколько можно судить, речь не идет. Это, наряду с ролью российских корпораций в экономике Армении, может служить дополнительным стимулом для Еревана не идти на кардинальный разрыв с Москвой и в случае подписания мирного соглашения с Баку», - заключил российский эксперт.

Caliber.Az
Просмотров: 2476

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
ИНТЕРВЬЮ
Эксклюзивные интервью с различными интересными личностями
loading