Что стоит за визитами в Ереван главных разведчиков Запада? Экспертные мнения на Caliber.Az
На днях в Ереване побывал шеф британской разведки MI-6 Ричард Мур. «В ходе встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном были обсуждены процессы на Южном Кавказе, а также вопросы региональной и международной безопасности», - сообщила пресс-служба правительства Армении.
Отметим, что это первый визит главы британской разведки в регион. Это беспрецедентный факт, и, наверное, он говорит о значении, которое придает Лондон процессам на Южном Кавказе. Кроме того, в ходе таких визитов обсуждаются совершенно секретные вопросы и делаются конфиденциальные предложения.
Напомним, что в июле этого года с таким же неожиданным визитом Ереван посетил глава Центрального разведывательного управления США Роберт Бернс.
Интересно какие именно вопросы обсуждает английская сторона с Ереваном? Лондон, конечно, заинтересован в стабильности в нашем регионе, хотя бы потому, что компания ВР добывает энергоресурсы в Азербайджане и доставляет их через весь Кавказ на Запад. Америка тоже часто выступает в роли гаранта интересов Европы в нашем регионе.
С другой стороны, может эта активность связана как-то и с тем, что происходит в Иране? Но почему разговоры происходят именно с Ереваном? Не потому ли, что Армения всё еще член ОДКБ и имеет близкие отношения с Тегераном?
Свои соображения на этот счет высказали Caliber.Аz зарубежные эксперты.
«После выхода из Европейского Союза Великобритания решительно приступила к разработке и реализации своей новой глобальной миссии. Она включает в себя как ведущую роль со стороны государств коллективного Запада в военном конфликте в Украине, так и активизацию военно-дипломатического присутствия в регионах Ближнего и Дальнего Востока», - говорит российский политолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко.
Нынешний глава британской разведки МI-6 Ричард Мур в течение пяти лет (2014-2018 гг.) был послом в Турции и после начала своей работы во главе британской разведки активно содействовал расширению сотрудничества двух государств в военной области.
«Весной 2022 г. покинувший вскоре пост премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время визита в Киев предложил создать «на руинах Европейского Союза» новое интеграционное объединение, которое бы включало Британию, Польшу и три балтийские государства, а в дальнейшем и Турцию. Оторванность данной инициативы от реальности применительно к участию Турции была видна большинству экспертов сразу. Но сама идея военного союза Лондона с враждебными Москве государствами Восточной Европы ради создания на западных границах России нового «санитарного кордона» стала британским ответом на нежелание НАТО принимать в свои ряды Украину. Поэтому в России внимательно следят за инициативами Лондона, выдвигаемыми в ходе военного конфликта в Украине, а также за увеличивающимися масштабами прямого участия в нем военнослужащих и разведчиков Британии», - отметил политолог.
Длящийся уже почти 10 месяцев военный конфликт России и Украины значительно снизил возможности РФ по дипломатическому и военному присутствию в ряде регионов планеты, среди которых, возможно, и Южный Кавказ, считает профессор.
«Ожидая снижения влияния Москвы на этот регион, ряд крупных государств предпринимает усилия для заполнения нарастающего вакуума силы. Наиболее активно действуют Турция и Иран, но и внерегиональные игроки (Франция, Великобритания, США) также явно обозначают свое участие в региональных процессах. Причем страны «коллективного Запада» достаточно отчетливо демонстрируют готовность в первую очередь принимать во внимание политические обращения и дипломатические демарши, предпринимаемые Ереваном. Только недавно Армению посетил глава ЦРУ США Бернс, а секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян во время посещения Лондона 12 декабря встретился с Ричардом Муром в его офисе. И вот теперь руководитель внешней разведки Британии прилетел в Ереван. Такая интенсивность контактов сама по себе служит сигналом приближающихся неординарных событий. Можем ли мы понять, каких именно?
Возможно, подсказкой нам будет трагичный по своим последствиям визит в штаб-квартиру МI-6 Владимира Зеленского, состоявшийся в октябре 2020 г. Мы едва ли доподлинно узнаем, о чем говорил с украинским президентом тот же Ричард Мур, незадолго до встречи с Зеленским возглавивший МI-6. Но не можем не видеть резких изменений во внутренней и внешней политике Украины, наступивших вскоре после того визита. Они выражались в начале открытого давления на оппозиционную Зеленскому прессу и гонениях на политических оппонентов Офиса президента Украины, а также демонстративном отказе от выполнения Киевом условий Минского соглашения. Уже в конце 2020 г. начинает резко увеличиваться численность украинской армии на востоке страны, растет число погибших и раненых вдоль зафиксированной Минским соглашением «линии соприкосновения». Некоторые российские эксперты убеждены в том, что команду на разрушение Минских соглашений и возврату конфликта в военное русло Зеленский получил именно в Лондоне осенью 2020 года, когда оформилось нынешнее разделение труда: Вашингтон принимает ключевые решения и финансирует конфликт, а Лондон руководит операциями «на поле боя». Причем, в это понятие включается не только Украина, но и соседние государства: Беларусь, Молдова, а также три государства Южного Кавказа», - полагает Ткаченко.
Еще один фактор, который надо иметь ввиду, оценивая причины визита главы МI-6 в Ереван и его возможные последствия – третья за 2022 год смена власти на Даунинг-стрит 10 и приход на пост премьер-министра Риши Сунака, финансиста и политика нового поколения, далекого от вопросов внешней политики и войны. Его курс в отношении российско-украинского конфликта лишен радикальности, свойственной двум предшественникам, но пока нет никаких признаков того, что стратегия конфронтации с Россией пересмотрена или скорректирована. Визиты высших руководителей страны, ответственных за ее безопасность, в такие периоды служат тому, чтобы подтвердить или скорректировать прежнюю политику. Поэтому вскоре мы узнаем, в каком направлении двинется британская внешняя политика, говорит политолог.
«У меня нет сомнений в том, что Р.Мур прилетел в Ереван, чтобы выдвигать ему условия и угрожать, поскольку для других, более позитивных целей вполне бы подошел высокопоставленный британский дипломат или даже аккредитованный в Ереване британский посол. Выскажу три гипотезы о том, что могло стать предметом жаркой беседы Р.Мура и Н.Пашиняна.
Во-первых, это мирное соглашение с Азербайджаном и разблокировка конфликта вокруг Лачинского коридора (дороги – Ред.). Британия не заинтересована в новой фазе вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией, поэтому британский разведчик мог выдвинуть требование к Еревану отказаться от повышения ставок в нынешнем конфликте в районе Лачина и занять более конструктивную позицию в вопросе мирной передачи Карабаха под контроль Азербайджана. Весьма вероятно, что требование перейти к мирному разрешению возникшего противостояния Лондон также адресует Баку, но не факт, что мы об этом когда-либо узнаем.
Во-вторых, реализация проекта Зангезурского коридора и использование этого вопроса для усиления давления на Иран. Нынешнее сближение Баку и Анкары, перешедшее в открытую фазу осенью 2020 года, стало для Ирана раздражителем. Сегодня Тегеран рассматривает проект Зангезурского коридора в качестве угрозы для своей безопасности и экономики, поскольку убежден, что в случае его реализации сухопутное сообщение Армении и Ирана будет нарушено или же полностью прервано. Эти страхи Тегерана можно разрешить в ходе обсуждения мирного договора Азербайджана и Армении. Но думаю, что Р.Мур является противником предоставления Ирану каких-либо гарантий в транспортной сфере, и эту свою позицию он мог доходчиво представить на переговорах в Ереване.
Наконец, в-третьих, самая важная для Лондона задача на сегодня – прекращение сотрудничества России и Армении в военной сфере. В одночасье закрыть российские военные базы в Армении и добиться выхода этого государства из ОДКБ маловероятно. Но работа в этом направлении ведется. А пример Зеленского и резкого разворота украинской политики на российском направлении от переговоров к конфликту показывает, что приложенные усилия могут принести свои плоды, пусть и не очень скоро. Но британская разведка, сформировавшая за столетия существования Британской империи навыки стратегического планирования, и не привыкла торопиться», - сказал Ткаченко.
Исполнительный директор киевского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос допускает, что возрастающий интерес к региону со стороны специальных служб США и Объединенного Королевства действительно связан с процессами, которые происходят вокруг Карабаха, где армянские власти демонстрируют сложный набор реакций.
«С одной стороны, демарш премьер-министра Армении Никола Пашиняна на заседании стран ОДКБ и охлаждение отношений Еревана с Москвой, с другой стороны - активное взаимодействие с Тегераном, вплоть до предоставления армянам вооружений и активных политических консультаций на фоне обострения отношений Ирана и Азербайджана.
Регион, несомненно, важный и усиленное внимание к процессам там происходящим - вещь сама по себе очевидная.
В настоящее время, с учетом обстоятельств, разговор с Ереваном, выглядит вполне логичным – Армения слабое звено в системе ОДКБ и, находясь в критическом состоянии, нуждается в точке опоры. Сложно оценить результативность таких визитов и их влияние на политическую траекторию Еревана, но факт таких визитов сам по себе создает ощущение возобновления большой игры на Южном Кавказе на фоне военного поражения России», - сказал Семиволос.