Бессилие Макрона, бледность Шольца и Южный Кавказ без Германии Евгений Кудряц на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с немецким журналистом и политическим экспертом Евгением Кудряцом.
- Почему, на ваш взгляд, Азербайджан сталкивается с двойными стандартами Запада, в частности, с лицемерием в ПАСЕ?
- Официально причин принятия такого решения несколько. На мой взгляд, основная причина заключается в том, что Европа крайне болезненно восприняла отказ Баку приглашать наблюдателей ПАСЕ на президентские выборы, которые состоится уже через несколько дней. Но это на поверхности, а если разбираться по сути… В целом складывается впечатление, что ЕС относится к Азербайджану весьма сдержанно, в отличие от Армении. Как известно, в той же Франции существует мощная армянская диаспора, которая влияет на внешнюю политику Парижа.
Здесь также стоит отметить, что возвращение Карабаха в состав Азербайджана было воспринято в Европе без особого внимания. А зря.
- Как вы оцениваете внешнеполитический курс Берлина? В том числе и в отношении Азербайджана. Не кажется ли вам, что внешняя политика Германии утратила гибкость и индивидуальность, тем более на фоне весьма токсичной, но бурной активности Франции?
- Думаю, что внешняя политика Берлина по отношению к Азербайджану сильно изменилась в худшую сторону. Во всяком случае, незаметно, чтобы были предприняты какие-то попытки улучшить эти отношения. Возникает ощущение, что МИД Германии не оценивает ситуацию объективно, а, напротив, благоволит Армении. Естественно, ФРГ заинтересована в том, чтобы между Азербайджаном и Арменией был подписан мирный договор, но для этого нужно предпринимать какие-то реальные шаги.
Что касается Франции, то считаю Макрона очень слабым политиком, тем более, если его сравнивать с Шираком или Миттераном, не говоря уже о генерале де Голле. Он пытается перехватить «пальму первенства» у Шольца, но пока безуспешно. Дело в том, что во Франции большое количество внутренних проблем, касающихся фермеров и мигрантов, поэтому я бы посоветовал французскому президенту больше сосредоточиться на внутренней повестке. Вообще, нынешние европейские политики сильно проигрывают своим предшественникам. Это касается и Германии, так как Олаф Шольц по сравнению с Гельмутом Колем выглядит бледно.
- Согласен с вашей оценкой относительно политики Берлина по отношению к Баку. Что уж тут говорить, если предвзятую позицию в отношении Азербайджана занимает сама глава германской дипломатии Анналена Бербок…
- Я уже указывал выше на некую ангажированность нынешнего МИД Германии под руководством Бербок. Следует отметить, что она не имеет дипломатического опыта, поэтому будет не совсем правильно предъявлять ей большие претензии. С другой стороны, сейчас, когда в мире одновременно идут несколько войн, именно дипломаты должны показывать пример того, что и за столом переговоров возможно решать проблемы мирового масштаба.
- Существует ли вообще в Германии скоординированная политика в отношении Южного Кавказа или здесь бал правят исключительно амбиции Франции?
- Я считаю, что в ФРГ на сегодняшний день нет никакой скоординированной политики в отношении Южного Кавказа, хотя, безусловно, такая политика должна быть. Я надеюсь, что она будет не только чётко сформулирована, но и постепенно сформирована.
- В Германии большую популярность в последнее время приобрели партии с правым уклоном или даже пророссийские партии, такие как «Альтернатива для Германии». Каким вы видите их будущее и вообще политическое будущее Германии? Каким оно будет – правым, левым, центристским?
- К сожалению, после большого наплыва сирийских беженцев в 2016 году в Германии усилились антимигрантские настроения, чем, естественно, воспользовались правые партии, в частности, «Альтернатива для Германии». Однако недавно состоялся съезд новой партии, созданной Сарой Вагенкнехт. Хотя направление этой партии – «левое», но программа партии во многом совпадает с «правыми». Например, сторонники Вагенкнехт выступают за возобновление сотрудничества с Россией и прекращение военной помощи Украине. Такие настроения в немецком обществе не могут не настораживать. Однако, несмотря на резкую критику, рейтинг «АдГ» растёт, а количество членов этой партии увеличивается. Некоторые политики высказываются за роспуск этой партии, но такое радикальное решение может иметь обратный эффект. Пока «АдГ» не выходит за рамки конституционного поля, она не будет запрещена.
Что касается связей «Альтернативы для Германии» с Россией, то об этом всем известно. Тем не менее, петиция о запрете партии «Альтернатива для Германии», запущенная в августе, набрала более 800 тысяч подписей и направлена на рассмотрение в Бундесрат.