Эльдар Намазов: Армения признает границы Азербайджана, это неизбежно - ИНТЕРВЬЮ
После завершения внеочередных парламентских выборов в Армении резко актуализировались вопросы реализации трехсторонних договоренностей, подписанных лидерами России, Азербайджана и Армении 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года. Об этом речь шла и во время телефонного разговора между президентами Азербайджана и России Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным.
Кроме того, реализацию договоренностей обсудили главы МИД Азербайджана и России Джейхун Байрамов и Сергей Лавров.
Очевидно, что реализация договоренностей напрямую зависит и от взаимного признания территориальной целостности Азербайджана и Армении. Баку к этому готов, а вот в Ереване до сих пор не определились. Правда, появляются первые намеки на то, что Никол Пашинян подпишет соглашение, признающее территориальную целостность Азербайджана. Об этом сообщила ереванская газета «Грапарак», указав даже примерные сроки – сентябрь.
Подпишет ли Армения мирное соглашение и когда? На этот и другие вопросы в беседе с Caliber.Az отвечает азербайджанский политолог Эльдар Намазов:
- Признание границ и территориальной целостности – неизбежный процесс после завершения войны. Что касается сроков, то это может произойти раньше или позже сентября. Но это случится.
Взаимное признание границ – это краеугольный камень для восстановления мира на Южном Кавказе. От этого, в первую очередь, зависит судьба самой Армении. Социально-экономическая и демографическая ситуация в этой стране близка к катастрофической, это признают и сами армяне. Для выхода из кризиса им нужен мир с Азербайджаном и Турцией, открытие границ, развитие торговли. А это все невозможно без взаимного признания границ…
- …И после этого вопросы открытия коммуникаций, Зангезурского коридора будут решаться быстрее?
- Я вам скажу так: открытие коридора в Нахчыван принесет большую экономическую выгоду Армении. Ведь именно эта страна находится в логистической изоляции. Армению обошли все крупные транспортные проекты, которые Азербайджан успешно реализовывал последние годы.
У Азербайджана уже есть железнодорожное сообщение с Турцией, о чем часто говорят в связи с Зангезурским коридором. Существует работающий маршрут Баку – Тбилиси – Карс. Конечно, открытие Зангезурского коридора для Азербайджана важно по многим соображениям, но это не является вопросом выживаемости нашей страны. А вот для Армении открытие коммуникаций может стать спасательным кругом.
Есть еще одно важное обстоятельство. В трехстороннем заявлении, подписанном 10 ноября 2020 года, указываются две коммуникации. Коридор в Нахчыван и Лачынский коридор. Я напомню, что ко времени подписания ноябрьского заявления Лачынский коридор уже был перекрыт азербайджанскими войсками, об этом тогда даже ереванские власти сообщали. Мы пошли на разблокирование этой дороги исходя из трехстороннего соглашения. Остается не реализованной другая часть договоренностей – коридор из Нахчывана.
Открытие этих коммуникаций зафиксировано в документе. И как можно представить себе ситуацию, что Лачынский коридор работает, им пользуются армяне, а у азербайджанцев нет возможности пользоваться коридором в Нахчыван? Это невозможно и является прямым нарушением соглашений.
Так что если армянская сторона будет препятствовать открытию Зангезурского коридора, то Баку может закрыть Лачынский коридор.
- Вы упомянули маршрут Баку – Тбилиси – Карс. Я беседовал со многими грузинскими экспертами, и многие из них выражали опасение, что после открытия Зангезурского коридора грузопоток будет перенаправлен и транзит через Грузию заметно уменьшится. Оправдано ли это беспокойство грузинской стороны?
- Нет. Открытие Зангезурского коридора надо рассматривать в контексте не только сообщения между Турцией и Азербайджаном. С экономической точки зрения этот коридор будет играть важную роль в восстановлении и реабилитации всего карабахского региона Азербайджана, освобожденного от оккупации.
Здесь будет построено много промышленных, сельскохозяйственных объектов, продукцию которых нужно, в том числе и экспортировать. А наши, уже имеющиеся коридоры, в том числе через Грузию – перегружены. Новый поток грузов они могут не выдержать. А коридор на южном направлении обеспечит экономическую кооперацию, даст мультипликативный эффект для развития всего региона.
Наир Алиев