Иранская нефть: уступки Вашингтона ради ослабления Москвы? Иоффе и Чахаки отвечают Caliber.Az
США смягчили ограничения на экспорт нефти из Ирана, благодаря чему он смог резко нарастить поставки в Китай. Хотя в Вашингтоне руководствуются собственной выгодой, стремясь ограничить цены на нефть и бензин, «нефтяное потепление» в отношениях с Тегераном позволяет тому активнее конкурировать с Россией, подрывая ее поставки в Азию.
Администрация Джо Байдена и руководство Ирана в последние месяцы вели активные переговоры, благодаря которым были достигнуты предварительные договоренности о возможном обмене арестованными и разблокировке $6 млрд иранских нефтедолларов в Южной Корее, а Тегеран, по некоторым сообщениям, замедлил работы по обогащению урана, пишет Bloomberg. По словам американских чиновников, они постепенно смягчили контроль за некоторыми санкциями, которые пять лет назад ввел Дональд Трамп, разорвав ядерную сделку с Ираном.
В результате нефтедобыча в стране увеличилась до самого высокого уровня за период действия трамповских санкций, а экспорт в Китай – до максимума в последнее десятилетие. Поставки туда выросли до 1,5 млн баррелей в сутки, по данным Kpler. Между тем, по информации другой компании, отслеживающей передвижение танкеров, TankerTrackers.com, они даже достигли в июле 2 млн баррелей, тогда как в предыдущие месяцы этого года составляли 1,1-1,5 млн.
Дополнительный приток иранских баррелей стал одним из факторов недавнего снижения цен на нефть, которые с конца июня по начало августа подскочили до $88 за бочку Brent благодаря тому, что Саудовская Аравия заявила о сокращении добычи, а Россия – о сокращении экспорта нефти.
Возникает вопрос, для чего всё это нужно Соединенным Штатам? Каких целей они добиваются? Эта деятельность направлена на ослабление экономических позиций России? И ради этого Вашингтон готов даже на некоторое усиление Ирана?
На эти вопросы Caliber.Az ответили зарубежные эксперты.
Как говорит иранский политолог, специалист по российско-иранским отношениям Амир Мохаммади Чахаки, возможно, если бы раньше Байдену было известно, что перед ним в Европе встанет такой вызов и что НАТО будет косвенно воевать с Россией, он вернулся бы к ядерной сделке без предварительных условий после победы на президентских выборах в США.
«После 24 февраля 2022 года Запад столкнулся с самой большой проблемой безопасности со времен Второй мировой войны – с российской военной агрессией против Украины. После унизительного вывода американских вооруженных сил из Афганистана всемерная поддержка Украины стала высшим приоритетом для Белого дома. В этом контексте особенно важным стало заключение своего рода соглашения с ИРИ, которое ограничивает развитие обогащения урана и обеспечивает адекватные условия для непосредственного наблюдения МАГАТЭ в Иране, и это возможно только с предоставлением некоторых концессий. Ирану это удалось», - говорит эксперт.
Уже более года продолжаются переговоры между США и Ираном по различным темам, включая освобождение заключенных граждан и их обмен, а также доступ Тегерана к заблокированным средствам в различных зарубежных банках, отмечает он. Однако всегда вопрос об ограничении обогащения урана остается одной из главных тем всех прямых или секретных переговоров между Тегераном и Вашингтоном, и, можно сказать, тут были достигнуты определенные результаты. Ослабление ограничений на экспорт иранской нефти уже достигнуто, и похоже, что это произошло в результате долгих переговоров.
«Членство Ирана в Шанхайской организации сотрудничества и расширение сотрудничества с Китаем, восстановление дипломатических отношений с Саудовской Аравией, объявление о принятии просьбы Ирана о членстве в БРИКС свидетельствуют о попытке иранского правительства продемонстрировать международные успехи, несмотря на продолжающиеся санкции США. В некотором смысле это хорошая новость для валютного рынка внутри Ирана, способствующая укреплению национальной валюты. Однако важно понимать, что без соглашения и сотрудничества с США и снятия банковских санкций против Исламской Республики, возможности использования потенциала этих международных организаций для сотрудничества будут ограничены. По этой причине Тегеран вынужден продолжать переговоры с Вашингтоном», - подчеркнул Чахаки.
Военное вторжение России в Украину и полная поддержка Вашингтоном Киева привели к еще одной проблеме между Ираном и США, отметил он.
«Значительная часть иранского народа считает, что отправка в Россию дронов, которые сыграли важную роль в разрушении украинской инфраструктуры и сокращении военных расходов России, не соответствует ни этике, ни будущим интересам Ирана.
То есть, помимо проблемы ядерной программы Ирана, на столе президента США Джо Байдена появилась новая: военная поддержка Ираном России в войне против Украины. В свете этой ситуации Вашингтон, который всегда руководствуется собственными интересами на международной арене, возможно, готов пойти на большие уступки Тегерану, если тот примет необходимое решение и прекратит поставки дронов», - считает иранский политолог.
Как заявил в свою очередь американский аналитик, публицист, профессор Григорий Иоффе, во-первых, он крайне невысокого мнения о возможностях команды Блинкена и Нуланд проводить многоходовые комбинации.
«Поэтому я бы разделил то, что описано, на составные части. Иранская сделка восходит к президенству Обамы. Трамп сорвал её. Администрация Байдена давно работает над тем, чтобы её восстановить. Возможно, они полагают, что политика санкций зашла в тупик и привела к полной утрате рычагов влияния на Иран. В какой-то мере это так и есть. Санкции практически всегда ведут в тупик.
Во-вторых, я сомневаюсь в том, что вывод на рынок значительных объёмов иранской нефти диктуется именно желанием ослабить Россию. Всё может быть, конечно. Но сегодня, когда в Америке разворачивается предвыборная борьба, куда важнее, с точки зрения правящей партии, содействовать снижению цен на топливо внутри страны. Смотрите, сегодня бензин в Америке стоит около $4 за галлон, тогда как в конце правления Трампа он стоил примерно $2,40», - рассказал профессор.
По его словам, у администрации Байдена нет успехов и в других сферах экономики.
«Инфляция (кумулятивный процесс), банковский процент (ипотека становится неподъёмной), пенсионные накопления - всюду сплошные проколы. Это фиксируется в опросах общественного мнения. Внутренняя цена на бензин, жёстко зависящая от мировых цен, куда сильнее влияет на исход политической борьбы в Америке, чем возможность дополнительно наказать далёкую Россию. Поэтому я бы не стал выстраивать здесь слишком сложные схемы», - заключил Иоффе.