Казахстан, Грузия и Средний коридор: партнёрство на фоне геополитических вызовов Статья Владимира Цхведиани
Визит премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе в Казахстан, состоявшийся 6 февраля, ещё раз показал геополитическую важность Среднего коридора и стабильности всех стран, через которые этот коридор проходит. В ходе визита обсуждались планы увеличения пропускной способности Среднего коридора как минимум вдвое в ближайшие два года. Это в интересах и Грузии как транзитера, и Казахстана, которому необходимо стратегически важное транзитное «окно» на Запад для упрочнения своего государственного суверенитета.
Грузия фактически недавно пережила инспирированную извне попытку дестабилизации, связанную с парламентскими выборами. Прозападный «майдан» в Грузии был существенным геополитическим риском и для стран Центральной Азии, для того же Казахстана это могло бы привести к проблемам с транзитом по Среднему коридору. К счастью, Грузия сохранила суверенитет и стабильность. Символично, что как только ситуация в стране успокоилась и власть укрепилась, глава правительства совершил официальный визит в Казахстан. «Развитие двустороннего сотрудничества с Казахстаном имеет особое значение для нашей страны, поэтому неудивительно, что один из первых официальных визитов после парламентских выборов проходит именно в Казахстан», — заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе грузинским журналистам в Казахстане.
Несмотря на заявления прозападной грузинской оппозиции о якобы «международной изоляции» правительства «Грузинской мечты», президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев четко дал понять, что безусловно признает легитимность нынешней грузинской власти, а стабильность и динамичное экономическое развитие Грузии также и в интересах Казахстана. Президент Казахстана поздравил Ираклия Кобахидзе с переназначением на пост премьер-министра и отметил, что Грузия является очень важным партнёром Астаны.
«Поздравляю вас с переназначением на пост премьер-министра Грузии. Грузия – очень важный партнёр Казахстана, а ваше заслуженное назначение свидетельствует о вашем сильном лидерстве в вашей стране. Желаю вам успехов. Также, пользуясь возможностью, хочу дать высокую оценку значительному прогрессу, достигнутому Грузией за последние годы. Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны. Насколько мне известно, в прошлом году экономический рост составил 9,4%, что является весьма впечатляющим результатом. Грузия – дружественная страна для Казахстана. У нас есть возможность оценить этот экономический рост, что, безусловно, принесёт пользу нашему двустороннему сотрудничеству. Ваш визит в Казахстан очень важен. Уверен, что он поспособствует дальнейшему сотрудничеству и укреплению наших отношений во многих стратегически значимых сферах», – заявил президент Казахстана.
Нужно также вспомнить, что именно президент Казахстана во время пленарного заседания на Петербургском международном экономическом форуме летом 2022 года в присутствии лидера РФ Владимира Путина заявил, что Казахстан не признает такие квазигосударства, как т.н. «Южная Осетия» и Абхазия. Т.е. глава Казахстана решительно поддерживает территориальную целостность Грузии.
В Астане главы правительств Казахстана и Грузии Олжас Бектенов и Ираклий Кобахидзе договорились наращивать грузовые перевозки по Среднему коридору, по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Данный маршрут, идущий в обход РФ, динамично развивается после начала российско-украинской войны и введения против РФ международных санкций, что подтверждает статистика по грузообороту. Если по итогам 2022 года объем перевозок по данному транспортному коридору составил 1,5 млн тонн, то уже по итогам 2024-го года он вырос до 4,5 млн тонн.
Казахстанские компании активно участвуют в наращивании транзитных мощностей в Грузии. В нынешнем 2025 году в грузинском порту Поти запланирован запуск нового совместного мультимодального терминала, который строит казахстанская транспортно-логистическая инвестиционная группа. Ожидается, что принимаемые меры по развитию транзитной инфраструктуры позволят к 2027 году увеличить пропускную способность Среднего коридора более чем в 2 раза, до 10 млн тонн в год.
Казахстан по-прежнему зависит от транзита через РФ, с которой имеет самую протяженную сухопутную границу и развитую систему трансграничных железнодорожных магистралей. Пока что основной черноморский порт для вывоза продукции из Казахстана не грузинские Поти или Батуми, а российский Новороссийск. И по странному стечению обстоятельств у Казахстана возникли вопросы с транзитом целого ряда товаров через Россию, в частности через Новороссийск, именно когда в Грузии начались акции, связанные с парламентскими выборами и попытками оппозиции, потерпевшей поражение на этих выборах, устроить «майдан». Усложнять условия для транзита казахстанской агропродукции стало такое ведомство, как Россельхознадзор.
Ни для кого не секрет, что Россельхознадзор, как и Роспотребнадзор, давно используются властями РФ для политического давления на экономических партнёров. И то, что у Роспотребнадзора возникли вопросы к целому ряду казахстанских транзитных грузов в конце минувшего года, уже вызывало обеспокоенность Астаны.
Осенью минувшего года казахстанские экспортеры начали сталкиваться с серьезными финансовыми потерями из-за введенных Россельхознадзором фитосанитарных ограничений на некоторые виды продукции, направлявшейся транзитом через РФ. Они были вынуждены возвращать грузы и платить огромные штрафы за несвоевременное исполнение контрактов. В конце октября 2024 г. российское ведомство заявило якобы о «мошеннических схемах», используемых казахстанской стороной при перевозке растениеводческой продукции через границу. В частности, Россельхознадзор отмечал, что Казахстан на протяжении нескольких лет якобы использовал «недействительные сертификаты на продукцию».
Дело дошло до того, что казахстанские депутаты от партий Amanat и Respublika предложили в ответ на российские меры против казахстанского транзита ограничить ввоз российской продукции в Казахстан и даже инициировать разбирательство в судебной коллегии Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В официальном депутатском запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова сообщалось, что ограничения на транзит приводят к срыву сроков поставок продукции, простоям вагонов на станциях России и, как следствие, к нарушению контрактных обязательств. Из-за действий Россельхознадзора фактически были парализованы транзитные потоки, а казахстанские склады переполнены продукцией, которая имеет ограниченный срок годности.
Был приведен пример ситуации с четырьмя казахстанскими экспортными компаниями, которые отправили партию чечевицы в порт Новороссийска для последующей транспортировки в Турцию. Однако груз задержали, поскольку на следующий день после погрузки 16 тыс. тонн чечевицы на судно Россельхознадзор объявил о «наличии карантинных объектов», что создало серьезные риски для завершения сделки.
«Товар был сопровожден казахстанским фитосанитарным сертификатом, при транзите по всей территории у Россельхознадзора вопросов не возникало. Погрузка происходила напрямую в судно, минуя емкости хранения ПАО «Новороссийский морской торговый порт». Суммарный объем данной партии составил более $10 млн. Эта ситуация подчеркивает высокие риски для казахстанских экспортеров, которые сталкиваются с непредсказуемыми и необоснованными препятствиями со стороны российских регулирующих органов», – говорится в депутатском запросе.
В запросе также отмечалось, что Россельхознадзор напрямую нарушает нормы договора о ЕАЭС, в частности, основополагающие принципы свободного перемещения товаров и транзита между странами-участницами. По мнению депутатов, в качестве мер для решения проблемы нужно разработать альтернативные логистические маршруты для экспорта казахстанской продукции, ввести субсидии на транспортировку товаров по этим маршрутам.
Именно альтернативным логистическим решением для Казахстана в случае трудностей с транзитом через территорию РФ и становится Средний коридор с возможностью транзита через Каспий, Азербайджан и Грузию. А альтернативой Новороссийску вполне могут статьгрузинские порты Поти и Батуми, а в перспективе глубоководный порт Анаклиа, строящийся с помощью такого экономического партнера Грузии и Казахстана как Китай.
По нефтепродуктам значение транзита через Грузию для Казахстана в последнее время быстро растет. В частности, казахстанские производители в 2024 г. примерно на четверть сократили экспорт мазута через территорию России, перенаправив их по Транскаспийскому международному транспортному маршруту через порт Курык на Каспии и Азербайджан в грузинский порт Батуми, которым управляет дочерняя компания «КазМунайГаза» – АО «КазТрансОйл». Имея альтернативу в виде Среднего коридора и грузинских портов, Казахстан может эффективнее отстаивать свои экономические интересы, а возможностей «выкручивать руки» Казахстану, используя рычаги транзита, становится меньше.
Наоборот, если бы удалось с помощью «майданов и революций» дестабилизировать ситуацию в Грузии и перекрыть Средний коридор, давление на Казахстан через вопросы транзита могло бы усилиться. И то, что Россельхознадзор усилил свои «наезды» на казахстанский транзит практически одновременно с началом «майданных» нападок грузинской прозападной оппозиции на грузинскую власть, по-видимому, не простое совпадение.
«Майдан» в Тбилиси пытались организовать под антироссийскими лозунгами. Хотя было очевидно, что дестабилизация в Грузии, а особенно открытие «второго фронта» против России в случае победы прозападной оппозиции перекроют Средний коридор. А это автоматически дает России намного больше возможности диктовать свою волю Казахстану и странам Центральной Азии в качестве «безальтернативного» транзитера. Получается, «ненавистники» России из грузинской оппозиции во главе с Зурабишвили фактически помогали РФ усилить свои возможности экономического влияния на Казахстан и Центральную Азию. В условиях же развития транзита по Среднему коридору как альтернативы транзиту через РФ возможностей для геополитического давления на Казахстан с целью ограничения его суверенитета становится меньше.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az