«При всех разногласиях Пашинян понимает зависимость Армении от России» Станислав Митрахович на Caliber.Az
На этой неделе состоялся визит Никола Пашиняна в Россию, где он в течении двух дней общался с Владимиром Путином в рамках сразу двух мероприятий – заседания ЕАЭС и неформального саммита лидеров СНГ. Буквально сразу по факту визита Пашиняна, даже не дожидаясь его итогов, аналитики бросились выстраивать теории, и мнения тут кардинально разделились – одни полагают, что Кремлю удалось «сломать» Пашиняна и вернуть его в русло двустороннего сотрудничества, другие – что это всего лишь игра Еревана, которая не изменит настрой Армении на масштабное расширение связей с Западом.
Интересно, дал Пашинян все-таки «задний» ход своему прозападному курсу или он продолжит пытаться усидеть сразу на двух стульях?
По мнению российского политолога Станислава Митраховича, здесь, скорее всего, мы имеем дело с выражением «политика – искусства возможного».
«Есть идеологические ориентации, есть желание показать, что ты немного другой, чем ты есть на самом деле, а есть просто желание выслужиться перед деловыми партнерами – все эти мотивации двигают и направляют Пашиняна. А есть еще объективные ограничения, которые существуют в политике безопасности, в экономике и других сферах. Поэтому политики иногда вынуждены корректировать свои решения. В том числе и Пашинян, который понимает, что есть объективные факторы, которые заставляют его сохранять отношения с Россией и он не может полностью переориентироваться на западные страны. В том числе на полноценный диалог с Вашингтоном и Брюсселем. Армения по-прежнему зависит во многих решениях от позиции России – это реальность, которую Пашинян вынужден учитывать, даже если она выходит за его идеологические рамки. Не исключаю, что сейчас для отвода глаз он даже попытается какие-то элементы отношений с Россией восстановить.
Что касается России, то она, в силу своего политического веса, пытается играть сразу со всеми. То есть Россия готова вести любые переговоры, даже с такими государствами, как Украина», - заметил политолог.
По его мнению, Россия внимательно выслушала Пашиняна и даст ответ.
«Может быть, это обсуждение с Арменией сюжетов, связанных с торможением западного вектора, или напротив, вопросов российской военной базы, или даже выхода из ОДКБ и ЕАЭС. Все это весьма вероятно, но вместе с тем Москва понимает, что сразу разрывать отношения с Арменией не стоит, ведь у Пашиняна завтра могут появиться приемники или просто кто-то, кто заменит его на посту премьера. Такие решения не в духе продуманного курса такой страны, как Россия. Посмотрите на США, которые даже с самыми ярыми своими оппонентами сохраняют сценарии, при которых они могут вернуться в американскую орбиту. Россия, понятное дело, имеет меньший вес чем США, но стратегии схожи», - заметил Митрахович.
Так или иначе, по его мнению, Армения при Пашиняне способна делать иррациональные шаги, выходить из союзов и блоков, и Москва допускает сценарий, при котором Пашинян покинет ОДКБ и ЕАЭС, и потому проработала свою стратегию по такому случаю.
«Но, наверное, сам факт переговоров Путина с Пашиняном показывает, что армянский премьер такое решение еще не принял. И сама Россия не будет выступать на опережение, мол, если вы хотите выйти из ОДКБ и ЕАЭС, то выходите.
Подход России состоит в том, что не надо убирать кого-то из режима диалога, чтобы не потерять канал коммуникации с конкретным политиком, либо с теми, кто придет ему на смену. Вот веский пример, как ответ на вопрос– возможны ли переговоры России с Зеленским? С точки зрения Москвы, переговоры возможны и есть о чем разговаривать. В то время как сам Зеленский добился принятия решения, которое запрещает ему переговоры с Россией, что весьма нелогично», - резюмировал С. Митрахович.