«Кризис азербайджано-иранских отношений усугубит положение Тегерана»
    Казахстанский политолог на связи с Caliber.Az

    ИНТЕРВЬЮ  13 Октября 2021 - 15:11

    Гусейн Сафаров
    журналист Caliber.Az

    Интервью Caliber.Az с казахстанским политологом и экономистом Замиром Каражановым.

    - Некоторые политологи связывают обострение отношений между Ираном и Азербайджаном с Зангезурским коридором, который, мол, не выгоден Тегерану. Вы согласны с их мнением?

    - Скорее всего, Иран смотрит на Зангезурский коридор не с точки зрения выгоды, а с позиции безопасности. До Второй Карабахской войны это был относительно спокойный участок его границы. Функционирование коридора сделает его оживленным.

    Если говорить об экономических преимуществах, то Иран может их получить. С началом действия Зангезурского коридора предполагается открытие железнодорожного сообщения между Ираном и Россией через территорию Армении. Но насколько будет преимущество значимым, трудно сказать, так как многое зависит от грузопотока между Ираном и Россией. Тем более, что его можно осуществлять через порты в Каспийском море.

    - А как же заявления Ирана о якобы военном присутствии Израиля в Азербайджане?

    - Во-первых, не думаю, что камнем преткновения стал Израиль. Азербайджан только закупает у Израиля оружие. Сделки носят коммерческий характер, каких-либо соглашений военно-технического, а тем более военно-политического характера не заключалось. Причиной недовольства Ирана могли стать итоги прошлогодней войны в Карабахе. Азербайджан показал, что его армия способна восстановить территориальную целостность страны, что не могло не тревожить Иран, который получил у себя под боком сильное государство. Тем более, что отношения между странами далеко не безоблачные.

    Во-вторых, заметную роль в войне в Карабахе сыграла Турция, которая оказала военно-техническую и политическую поддержку Азербайджану. Показательно, что Тегеран стал выражать свое недовольство на фоне совместных военных учений Турции и Азербайджана. Турция не является противником Ирана, в то же время их нельзя назвать партнерами. Политические контакты между ними носят редкий характер и возобновляются по мере необходимости. При этом Турция и Иран «расходятся» на региональном уровне. Если Иран традиционно поддерживал сирийского президента Башара Асада, то Турция - его оппонентов, так как Анкара стремится создать контролируемую границу на своих южных рубежах. Поэтому Иран с опасением воспринимает усиление Турции на Кавказе.

    Иран, как уверяют его власти, неконфликтная страна, но часто оказывается втянутым в конфликтную ситуацию. Такое положение можно объяснить позицией страны. Тегеран во главу угла ставит свои интересы и неохотно поступается своим суверенитетом. Такая политика не отличается гибкостью, а иногда и прагматизмом. Тегеран избегает компромиссных решений, что было заметно по переговорам вокруг будущей Конвенции о правовом статусе Каспия. Все страны договорились между собой, но не Иран. Похожая картина наблюдалась по ядерной программе страны. Тегеран готов столкнуться с мощными геополитическими рисками, но не отступать от своих планов.

    Аналогичная ситуация и по Кавказу. Едва заметив угрозу для себя, Иран предпринимает решительные действия, проводит военные учения на границе и выражает недовольство. Как правило, это является признаком низкого уровня доверия к своим соседям и партнерам.

    - Кто проиграет от конфронтации между Ираном и Азербайджаном?

    - Если речь идет об Иране и Азербайджане, то ущерб понесет Тегеран, поскольку страна находится в изоляции и под постоянным давлением Запада. Кризис азербайджано-иранских отношений усугубит положение Тегерана. В то время как у Азербайджана есть поле для маневров, с кем сотрудничать и на каких условиях.

    Если рассматривать прикаспийские страны, то пострадает регион в целом. Иран - единственная страна, которая до сих пор не ратифицировала Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Кризис в отношениях с одной из прикаспийских стран может негативно сказаться на перспективах документа.

    Не лишне будет напомнить, что в политических кругах Ирана прохладно встретили Конвенцию. Дополнительная напряженность в азербайджано-иранских отношениях в лучшем случае «заморозит» ратификацию документа, в худшем - может привести даже к пересмотру итогов «раздела» Каспийского моря.

    - Изменился ли баланс сил на Южном Кавказе после 44-дневной войны в Карабахе?

    - Конечно, война оказала влияние на соотношение сил в регионе. Во-первых, Азербайджан смог вернуть ранее утраченные территории. Во-вторых, оказался в выгодном положении. В-третьих, исход войны позволил Баку если не навязывать свои условия Еревану, то по крайней мере выступать со своими инициативами по дальнейшему урегулированию проблемы и восстановлению отношений.

    С окончанием войны в Карабахе Армения пережила внутриполитический кризис и скорее всего утратила преимущества, которые были у нее все эти годы. В случае дипломатического решения проблемы Карабаха Ереван мог бы нормализовать отношения на более выгодных для себя условиях. Сегодня Армения оказалась в новой реальности, в рамках которой ее возможности ограниченны.

    - Могут ли отразиться напряженные отношения между Азербайджаном и Ираном на проекте МТК «Север-Юг»?

    - Зависит от того, насколько испортятся. Если ситуация между Азербайджаном и Ираном не дойдет до эскалации насилия, а ухудшится на уровне риторики, то грузопоток может снизиться, но не остановиться.

    Если говорить о МТК «Север-Юг» в целом, то ситуация выглядит следующим образом. В нем участвуют многие прикаспийские государства. По данным Азербайджана, в 2019 году через его территорию по направлению «Север-Юг» было пропущено 363,8 тысячи тонн транзитного груза. Согласно иранским данным, в прошлом году транзит превысил 7 млн тонн груза. При этом Тегеран нацелен довести грузопоток до 50 млн тонн в год. Кризис в азербайджано-иранских отношениях не должен отразиться на МТК «Север-Юг» в целом, а только на отдельных его направлениях. Причем не самых существенных.

     

    - Есть мнение, что Зангезурский коридор и МТК «Север-Юг» конкурирующие проекты. Вы согласны с этим мнением?

    - Зангезурский коридор в первую очередь направлен на то, чтобы обеспечить бесперебойное транспортное сообщение Азербайджана с западным регионом - Нахчыванской Автономной Республикой. Чтобы обсуждать его реальные возможности, он должен быть сперва создан. Если говорить о его конкурентных преимуществах, то они есть. Это короткий маршрут из Центральной Азии в Турцию. Поэтому конкуренцию он может составить не МТК «Север-Юг», а действующей ветке Баку-Тбилиси-Карс. Однако, много будет зависеть от его пропускной способности.

    - Как вы расцениваете позицию Россию в регионе?

    - Если говорить о позиции России в сфере безопасности, то она не сильно изменилась. Она укрепилась в статусе миротворца. Перспективы России зависят от ее будущих шагов и от развития ситуации на Кавказе. Прежде всего от того, как справится она со своими миротворческими обязательствами, сможет ли предотвратить эскалацию насилия в будущем и сохранить свой нейтральный статус.

    Есть еще один момент, который стоит в будущей повестке дня - это делимитация и демаркация границы, а в перспективе - заключение мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Процесс носит двусторонний характер, но скорее всего потребует негласного участия третьих стран. Хотя об этом сегодня рано говорить, но на статус посредника может претендовать Россия. В случае успеха ее политические и дипломатические позиции в регионе укрепятся, а доверие к ней вырастет.

     

    - Какие выгоды может получить Россия от открытия Зангезурского коридора?

    - Зангезурский коридор прежде всего рассчитан на обеспечение стабильной связи между регионами Азербайджана. Однако, надо заметить, что Россия настороженно относилась к появлению альтернативных маршрутов в обход ее территории. Прежде всего это касалось поставок энергоресурсов Каспийского моря в Европу. Вряд ли Зангезурский коридор сможет справиться с такой задачей. Он проходит вдоль иранской границы и оказывается уязвимым перед «качелями» азербайджано-иранских отношений.

    С другой стороны, Зангезурский коридор станет альтернативой маршруту Баку-Тбилиси-Карс, что позволит перенаправить транзитный грузопоток в обход Грузии, с которой у России далеко не простые отношения. Но даже в этом случае Зангезурский коридор не подорвет грузинскую экономику.

    - Как вы прокомментируете присутствие Турции в регионе?

    - Безусловно, одним из бенефициаров 44-дневной войны в Карабахе стала Турция. Анкара смогла выступить гарантом безопасности и территориальной целостности Азербайджана. В ряде СМИ звучало предложение турецких политиков создать с Азербайджаном военный альянс, что также говорит об укреплении ее позиций в военно-политической сфере. Но еще до конфликта позиции Анкары в регионе были сильными. Не стоит забывать, что Турция является крупной экономикой региона. Благодаря этому она могла усиливать свое торговое и инвестиционное присутствие, реализовывать проекты в транспортной и энергетической областях. Другое дело, что возможности экономики Турции не полностью раскрыты. Она могла бы инвестировать свой капитал в туризм, в производство, в «зеленую экономику». Направлений много, но для этого необходимо создавать условия, заключать соглашения с Турцией, а прикаспийским и кавказским республикам проводить реформы внутри страны.

    Просмотров: 1661

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

COP29 и приведение Армении к миру Беседа с Чингизом Мамедовым

26 Апреля 2024 - 18:02

«Бишкек рассматривает Баку в качестве стратегического союзника в Евразии» Сариев и Корганбаев на Caliber.Az

26 Апреля 2024 - 10:00

«Франция и Греция напуганы договоренностями Баку и Еревана» Экспертные мнения на Caliber.Az

25 Апреля 2024 - 11:11

«29 апреля будет сложным днем для Грузии» Валерий Чечелашвили на Caliber.Az

24 Апреля 2024 - 15:05

«База НАТО на Южном Кавказе вызовет неуправляемые процессы» Юрий Бочаров на Caliber.Az

24 Апреля 2024 - 09:30

Европа: от союза к империи Якуб Корейба в студии Caliber.Az

23 Апреля 2024 - 18:03
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    Премьер Грузии обвинил НПО в попытках устроить революцию

    26 Апреля 2024 - 18:56

    В Берлине началась встреча Ильхама Алиева и Франка-Вальтера Штайнмайера один на один

    26 Апреля 2024 - 18:49

    Военные специалисты Азербайджана и Казахстана провели встречи на различные темы

    ФОТО

    26 Апреля 2024 - 18:49

    Британия объявила вне закона сеть каналов Terrorgram

    26 Апреля 2024 - 18:43

    На границе Азербайджана и Армении выполнено около 35 процентов намеченных работ

    26 Апреля 2024 - 18:41

    Председатели СОР29 провели встречу с министром окружающей среды Чили

    ФОТО

    26 Апреля 2024 - 18:36

    В Насиминском районе Баку отключат газ

    26 Апреля 2024 - 18:30

    Окампо против Азербайджана – деньги выброшенные на ветер

    Попытка провокации в Берлине

    26 Апреля 2024 - 18:30

    Президент Финляндии приглашен на COP29 в Баку

    26 Апреля 2024 - 18:29

    Ильхам Алиев принял участие в Сегменте высокого уровня «15-го Петерсбергского климатического диалога»

    ВИДЕО/ОБНОВЛЕНО 3

    26 Апреля 2024 - 18:26

    На освобожденных территориях Азербайджана планируется поиск драгметаллов

    26 Апреля 2024 - 18:21

    Азербайджан представлен на форуме по туризму в Узбекистане

    ФОТО

    26 Апреля 2024 - 18:13

    Эрдоган отверг обвинения в антисемитизме

    26 Апреля 2024 - 18:10

    COP29 и приведение Армении к миру

    Беседа с Чингизом Мамедовым

    26 Апреля 2024 - 18:02

    RRN: Экономика Франции опускается на самое дно

    Макрон и Атталь под ударом

    26 Апреля 2024 - 18:00

    Ереван получил от Баку предложения по проекту мирного договора

    26 Апреля 2024 - 17:55

    Грант Шаппс обеспокоен деятельностью российских шпионов

    26 Апреля 2024 - 17:52

    Продолжается визит военной делегации из Казахстана в Азербайджан

    ФОТО

    26 Апреля 2024 - 17:51

    Число погибших по сектору Газа достигло 34 356

    26 Апреля 2024 - 17:40

    Остин: F-16 появятся в Украине в этом году

    26 Апреля 2024 - 17:22

    Состоялась встреча президента Азербайджана с министром промышленности и передовых технологий ОАЭ

    26 Апреля 2024 - 17:21

    В Баку автомобиль нанизало на отбойник

    ФОТО

    26 Апреля 2024 - 17:18

    Россия и Украина обменялись телами погибших военных

    26 Апреля 2024 - 17:17

    В Берлине состоялась встреча Алиева и Бербок

    26 Апреля 2024 - 17:05

    Движение транспорта на одной из улиц Баку будет ограничено

    26 Апреля 2024 - 16:59

    Сократились депозиты в азербайджанских банках

    26 Апреля 2024 - 16:46

    СМИ: Рамик Гаджиев может выбрать Азербайджан

    26 Апреля 2024 - 16:41

    Аппетит, который уже пришел

    Размышления Эмина Галалы

    26 Апреля 2024 - 16:40

    Тамар Альмог: Израиль тянет с операцией в Рафахе, опасаясь Гааги

    26 Апреля 2024 - 16:32

    AZAL снизил цены на авиабилеты в две страны

    26 Апреля 2024 - 16:22

    Американская полиция с особой жестокостью разогнала антивоенную акцию

    26 Апреля 2024 - 16:20

    В Астане проходит совещание министров обороны государств – членов ШОС

    26 Апреля 2024 - 16:20

    Блинкен: США готовы ввести санкции против Китая

    26 Апреля 2024 - 16:11

    Баку и Берлин сверяют часы

    26 Апреля 2024 - 16:03

    Выросла скорость обращения азербайджанского маната

    26 Апреля 2024 - 16:02

    Франция и Германия разрабатывают танк «следующего поколения»

    26 Апреля 2024 - 16:02

    Пашинян: Мы решаем вопрос существования Армении и решим его

    26 Апреля 2024 - 15:56

    Президент Азербайджана: Мы должны защищать наше медиапространство от внешних негативных воздействий

    26 Апреля 2024 - 15:55

    Алиев: Азербайджан и впредь будет важным партнером Европы на долгие годы

    26 Апреля 2024 - 15:54

    Ереван и Рим договорились о военно-техническом сотрудничестве

    26 Апреля 2024 - 15:46

Все новости