Пакистан: клинч экс-премьеров Аналитика Александра Лиманского
Интрига после всеобщих выборов в Пакистане: кто же сформирует правительство? И как будет дальше развиваться ситуация в регионе? Вопрос о новом премьер-министре и составе его кабинета пока остается открытым.
Террористы против мирных выборов
В понедельник, 12 февраля, глава временного правительства Пакистана Анвар-уль-Хак Какар на пресс-конференции в Исламабаде подвел итоги выборов в Национальное собрание, состоявшихся 8 февраля. Временный премьер-министр приветствовал демократическую преемственность власти в стране.
Выборы проходили в непростой обстановке, осложненной актами насилия в провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. 7 февраля во время встречи независимого кандидата Асфара Хана Какара с избирателями в Пишине (100 км от границы с Афганистаном) прогремел взрыв. Еще одна бомба сработала в среду у одного из избирательных штабов в Киллах-Саиф-Уллах. В результате этих терактов было убито 28 человек. Еще ранее, в конце января, был убит независимый кандидат Рехан Зеб Хан, а на кандидата от Пакистанской народной партии (ПНП) было совершено покушение. Также появились заявления о том, что в Северном Вазаристане избирательные участки могут быть захвачены талибами. В связи с этим перед выборами в качестве меры безопасности была отключена мобильная связь, определенная задержка произошла и в оглашении результатов голосования.
Как заявил глава Временного правительства, силовые структуры Пакистана сыграли важную роль в обеспечении мирных выборов. По его словам, никакого обсуждения избирательных процессов с главнокомандующим армией Пакистана не было, никакого давления на гражданские власти и избирательные комиссии не осуществлялось. Также Анвар-уль-Хак Какар отверг все попытки давления извне, заявив, что «мы не будем проводить расследований предполагаемых фальсификаций по указанию какой-либо страны».
Одновременно было сказано, что протесты по итогам выборов – конституционное право граждан Пакистана, но власть не потерпит в стране анархии.
Явка избирателей на нынешние выборы составила 48 %, в 2018 году – 51 %. Но характерной чертой нынешних выборов было высокое участие молодежи, 44 % избирателей были моложе 35 лет. И еще - большое количество женщин, пришедших на избирательные участки.
Депутатская независимость
Правоконсервативная партия Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ-Н) экс-премьера Шахбаза Шарифа получила 75 мест в парламенте. На 2-м месте - левоцентристская Пакистанская народная партия (ПНП) Билавала Бхутто Зардари (сына убитой террористами премьер-министра Беназир Бхутто) - 54 депутатских мандата. 3-е место в парламенте – у социал-либерального Движения Муттахида Кауми (ДМК) с 17 депутатами.
При этом в парламенте Пакистана – 265 мест. В одном из округов выборы перенесены в связи со смертью кандидата, еще по одному округу результаты пока не были объявлены.
Таким образом, для формирования своего правительства Шабхаз Шариф нуждается в коалиции с другими партиями и независимыми депутатами. О своей готовности к сотрудничеству с другими политическими партиями в парламенте Шахбаз Шариф уже заявил: «Мы приглашаем их сесть с нами за один стол и помочь этой израненной нации встать на ноги».
Но особенностью этих выборов является то, что больше всего мест получили независимые кандидаты – 101 мандат. При этом 93 из них фактически представляют центристскую партию «Движение за справедливость» (ДЗС, «Техрик-е-Инсаф»), партию еще одного бывшего премьер-министра Имрана Хана. Верховный суд запретил «Техрик-е-Инсаф» участвовать во всеобщих выборах из-за «не проведения внутрипартийных выборов», и кандидаты этой партии шли как «независимые». Сам же лидер «Техрик-е-Инсаф» Имран Хан находится в тюрьме по обвинению в коррупции, разглашении государственной тайны и нарушениях при заключении брака. При этом Имран Хан отказался признать победу Шарифа, и поздравил с победой своих избирателей. Его приверженцы оспаривают депутатские мандаты в ряде округов. 71-летний политик также призвал своих сторонников «защищать свои голоса».
О своем несогласии с результатами выборов заявил и ряд лидеров избирательного блока с Народной партией во главе, также призвавшие к уличным протестам. Но и Шахбаз Шариф, в свою очередь также упрекает оппонентов в фальсификации итогов голосования в ряде округов, которые они контролировали.
Сидячие забастовки, демонстрации и другие мирные протесты имели место в разных регионах страны. В провинциях Белуджистан и Северный Вазаристан протестующие заблокировали автомагистрали.
Остальные депутатские мандаты достались менее крупным партиям. «Джамаат-и-Ислами» получила 4 мандата, Мусульманская лига (К) - 3 места, Партия стабильности Пакистана – 2, Национальная партия Белуджистана – 2 места. «Меджлис Вахдат аль-Муслимин», «Мусульманская лига Зия», Национальная партия «Авами Пахтунхва», Партия Белуджистана «Авами», Национальная партия и Партия «Пахтунхва Милли Авами» - получили по 1 мандату каждая.
В партии Шахбаза Шарифа не скрывают, что они получили меньше голосов, чем ожидали. При этом лидер ПМЛ-Н Пенджаба Рана Санаулла считает, что на настроения избирателей повлияла высокая инфляция, и представителям партии не удалось окончательно убедить людей, что они в этом не виноваты.
Также среди депутатов новоизбранного Национального собрания – 12 женщин, которые выиграли выборы на общих основаниях. Среди них 5 независимых кандидаток, фактически же – выдвинутые от «Техрик-е-Инсаф», 4 - от Мусульманской лиги, 2 – от Народной партии и одна женщина от Движения Муттахида Кауми. Против участия женщин в выборах традиционно выступают религиозные экстремисты.
Блок партийных и беспартийных
Шахбаз Шариф уже начал сколачивать коалицию для своего будущего правительства. Так, ряд независимых депутатов были приглашены на встречу в резиденцию бывшего премьер-министра. После чего пять независимых членов парламента уже заявили о вступлении в ПМЛ-Н. Шахбаз Шариф, поздравляя их со вступлением в партию, сказал: «Я ценю ваш дух. Вы стали частью каравана, призванного украсить Пакистан и избавить народ от трудностей».
Появились сообщения и о том, что депутат Васим Кадир из партии Имрана Хана «Техрик-е-Инсаф» также перешел в партию Шахбаза Шарифа.
Шахбаз Шариф заявил о намерении вести переговоры с другими партиями, но отказывается от переговоров с партией Имрана Хана. Также Шариф заявил о своей готовности перейти в оппозицию, если правительство удастся сформировать независимым депутатам.
Что же касается «Техрик-е-Инсаф», де-факто имеющей больше всего мандатов в Национальном собрании, то с ней все сложнее. Ее нынешний председатель адвокат Гохар Али Хан заявил, что ни с кем объединяться не намерен, и будет находиться в оппозиции. Законодательство Пакистана не позволяет независимым депутатам оформлять в парламенте свою официальную фракцию. Теоретически из этой ситуации для депутатов-сторонников Имрана Хана есть выход – вступить в другую парламентскую партию. В этом случае приверженцы «Техрик-е-Инсаф» могут рассчитывать еще и на дополнительные зарезервированные места для женщин и национальных меньшинств в Национальном и провинциальных собраниях.
В связи с этим появилась информация о том, что независимые» депутаты могут пойти в партию «Джамаат-и-Ислами». Однако Гохар Али Хан опроверг такие предположения, и сообщил, что пока ни одна партия к нему с таким предложением не обращалась.
Но также активно обсуждается вариант вступления депутатов-сторонников Хана в партию «Меджлис Вахдат аль-Муслимин». Эта небольшая партия получила одно место в парламенте, но от нее в политике Пакистана будет зависеть сейчас гораздо больше. При этом глава «Меджлис Вахдат аль-Муслимин» Раджа Насир Аббас уже заявил, что готов предоставить свою партию в распоряжение «Техрик-е-Инсаф» «безоговорочно». В самой партии Хана сообщили, что готовы рассмотреть такой вариант, но пока еще будут пытаться сохранить «Техрик-е-Инсаф» через суды.
При этом надо отметить, что «Меджлис Вахдат аль-Муслимин» является шиитской партией, в то время как «Техрик-е-Инсаф» - суннитской политической организацией. Традиционно шииты в Пакистане отдавали свои голоса за Народную партию. Но в последнее время настроенный против Запада Имран Хан стал часто упоминать в своих обращениях иранскую исламскую революцию, что и привлекло к нему часть шиитов Пакистана. В настоящее время также успешно развивается сотрудничество Исламабада с КНР, в том числе в рамках китайско-пакистанского экономического коридора и особых экономических зон.
За неделю до всеобщих выборов лидер Народной партии Билавал Бхутто Зардари встретился с руководством «Техрик-и-Нифаз Фикх Джафария», другой влиятельной шиитской организации, и получил на выборах ее поддержку.
Существенной проблемой для «Техрик-и-Инсаф» являются непростые отношения с пакистанскими военными.
Против поляризации
Согласно Конституции, первая сессия нового Национального собрания Пакистана должна быть созвана до 29 февраля. Для избрания нового премьер-министра страны необходимо 169 голосов. Мусульманская лига провела уже несколько встреч с руководством Народной партии, но договоренность о создании правительственного альянса достигнута не была.
Многие эксперты склонялись к тому, что могло быть сформировано коалиционное правительство Мусульманской лиги, Народной партии и Движения Муттахида Кауми (ДМК) во главе с Шахбазом Шарифом, но при наличии сильной парламентской оппозиции. В состав прошлого правительства Шахбаза Шарифа также входила и Мусульманская лига (К), и региональные партии.
В свою очередь, Имран Хан сомневается в способности Мусульманской лиги сформировать коалиционное правительство. Одновременно основатель «Техрик-и-Инсаф», находясь в тюрьме, активно проводит встречи с политиками из своей партии и с журналистами. Последним он сообщил, что кандидатура премьер-министра от его партии пока не утверждена. А еще Имран Хан опроверг сообщения о том, что проводил в тюрьме встречи с высокопоставленными чиновниками, а также о своем предстоящем переводе из тюрьмы в личную резиденцию. На сегодня против Имрана Хана и некоторых его однопартийцев возбуждены новые дела, но суд отложил их рассмотрение до 28 февраля.
И вот уже во вторник вечером партия Наваза Шарифа и ее союзники объявили, что они совместно сформируют коалиционное правительство, положив конец неопределенности, возникшей с прошлой недели, когда ни одна партия не получила простого большинства на парламентских выборах. Судя по всему, новым премьером Пакистана вновь станет Шахбаз Шариф.
Но несомненно одно: новому правительству, какими бы политическими силами оно не было создано, предстоит решить много сложных финансовых и экономических проблем. В частности, считающийся более прозападным политиком Шахбаз Шариф говорит о необходимости получения кредита от Международного валютного фонда, Имран Хан же заявил, что обращение к МВФ не является решением проблемы. Особо остро стоят также задачи по борьбе с терроризмом, резко активизировавшемся в последнее время.
Насколько новое коалиционное правительство окажется устойчивым и эффективным – покажет время. Также главнокомандующий армией Пакистана поздравил жителей страны с успешными выборами, и заявил, что государству нужна «стабильная рука, чтобы уйти от анархии и поляризации».