После Херсона: куда повернет война? Украинские эксперты на Caliber.Az
11 ноября Минобороны Украины сообщило об освобождении Херсона от оккупации. Вооруженные силы страны вошли в город. Жители Херсона вышли на улицы, чтобы встретить украинских военных и отпраздновать освобождение.
В обращении Главного управления разведки Министерства обороны Украины говорится: «Любые попытки противодействовать Вооруженным силам Украины будут пресечены. Каждый российский военнослужащий, который окажет сопротивление, будет уничтожен. У вас есть единственный шанс избежать гибели – немедленно сдаться в плен».
В заявлении Министерства обороны России отмечается, что 11 ноября к 5 часам утра московского времени была завершена операция на Херсонском направлении по переброске группировки российских войск на левый берег Днепра.
«На левый берег выведен весь личный состав, вооружение и военная техника группировки. Всего выведено свыше 30-ти тысяч российских военнослужащих, около 5-ти тысяч единиц вооружения и военной техники, а также материальное имущество», – подчеркивается в сообщении оборонного ведомства РФ.
В нем подчеркивается, что выведенные с правого берега соединения и воинские части российских Вооруженных сил заняли укрепленные в инженерном отношении оборонительные рубежи и позиции.
Многие сегодня рассуждают о значении этого события для дальнейшего хода войны между Россией и Украиной. Например, распространено мнение, что после возвращения Херсона, психологически, оперативно и стратегически Вооруженные силы России и мотивация россиян «катастрофически сломлены». И им уже не удастся «откатить» ситуацию назад.
Итак, можно ли сегодня с уверенностью говорить, что освобождение Херсона стало переломным событием в войне, что российская армия, значительная часть элит и общество полностью деморализованы? Насколько верно считать, что вопрос о возможности дальнейшего продвижения россиян на Николаев и Одессу полностью закрыт?
Мало того, еще до этого события немало экспертов говорило о том, что после освобождения Херсона начнется обрушение линии фронта на всех направлениях и отступление российской армии вообще из Украины. Насколько адекватны такие прогнозы? И каковы вероятные последствия этого события для воюющих сторон?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили украинские эксперты в области безопасности.
Доктор философии, руководитель Центра исследований региональной безопасности (Сумский государственный университет) Николай Назаров прежде всего отметил, что еще в октябре он говорил - перелом в войне уже произошел: россияне с логики наступления перешли в логику обороны.
«Отступление российских войск под давлением ВСУ я расцениваю как логичный этап развития контрнаступления Украины, целью которого является полная деоккупация территорий нашего государства. Этот процесс уже не остановить, он будет постепенно реализовываться. Что касается Херсона, мы можем уверенно утверждать, что стратегия командования ВСУ заключалась в создании обстановки, в рамках которой отступление будет единственным возможным решением для российской армии. Так как командование ВСУ ценит жизни своих солдат, то штурм города был бы неприемлемым военным решением, и потому было принято решение выдавливать россиян, отрезав их от снабжения.
Я считаю, что возврат контроля Украины над Херсоном является важным индикатором успешности контрнаступления и той стратегии, которую выбрал Генеральный штаб. Для России, очевидно, уход из Херсона – огромная имиджевая и стратегическая потеря, которая говорит как о системных проблемах российской армии, так и открывает ВСУ дополнительные возможности для деоккупации Крыма. Это, безусловно, не означает, что Россия уже проиграла и можно расслабиться, но успех Украины с деоккупацией юга Украины открывает дорогу дальнейшим успехам», - сказал эксперт.
После деоккупации Херсона говорить серьезно о таких перспективах как продвижение россиян на Николаев и Одессу, не стоит, считает Назаров.
«Перед Россией стоят менее амбициозные задачи – удержание тех территорий, которые удалось оккупировать в начале войны. Точно можно утверждать, что до весны эта тема закрыта – Россия будет преимущественно обороняться, а вот что будет весной, зависит от ряда факторов: внутриполитическая ситуация в России, способность РФ мобилизовать заявленное количество резервистов, геополитическая обстановка, влияние санкций на экономику РФ. Соответственно, мы можем заметить, что российские пропагандисты практически не поднимают тему Николаева и Одессы, понимая, что это бесперспективная тема, которая посадит их в лужу», - говорит Н. Назаров.
Прогнозы о грядущем полном отступлении российской армии имеют вероятностный характер – то есть нет оснований это утверждать с абсолютной уверенностью, отметил Назаров.
«Такой сценарий возможен, если удастся воспользоваться определенной ситуационной растерянностью среди российских вооруженных сил и реализовать несколько мощных контрнаступлений. Возможно, это будет блокировка сухопутного коридора в Крым или удар от Запорожья на Бердянск, также возможно наступление в Луганской области. В любом случае, взятие Херсона открывает для ВСУ дополнительные возможности работать на крымском направлении, а также высвободить часть подразделений на другие направления. Я полагаю, что несмотря на приближение зимы, ВСУ будут пытаться максимально развить успех и деоккупировать как можно большую часть территорий, чтобы не дать противнику окопаться и пополнить армию мобилизованными», - сказал Назаров.
Как заявил в свою очередь генерал-майор запаса Службы безопасности Украины (СБУ), зампредседателя СБУ с марта 2014 по июнь 2015 года, директор Агентства по реформированию сектора безопасности Виктор Ягун, отступление из Херсона действительно деморализовало армию, элиты и общество России, но говорить, что оно стало переломным моментом ещё рано.
«Стратегически Путину не нужен Луганск и Донецк, ему нужно Приазовье (сухопутный путь в Крым), вода в Крым и электричество в Крым (Запорожская АЭС). Если он потеряет один из этих факторов, то суть всей этой авантюры с нападением на Украину лишается смысла. Тогда и Крым защищать нет резона...», - сказал генерал.
Про возможность дальнейшего продвижения в сторону Николаева и Одессы, а в перспективе на Приднестровье (Молдову) войск РФ можно забыть, считает Ягун. Все оперативные возможности потеряны. Взять эти районы Украины без успешной десантной операции с моря невозможно. РФ потеряла такие возможности, она не владеет оперативной инициативой на море и потеряла на Херсонском направлении основные силы элитных подразделений морской пехоты и воздушно-десантных войск. А форсировать Днепр с таким состоянием войск в ближайшее время - это фантастика...
«Я не думаю, что мы в ближайшее время увидим обвал фронта и паническое бегство войск РФ с Украины, - продолжил Ягун. - Они входят в зимний период в очень тяжёлое для них время, это обусловлено и морально-психологическими моментами, и нормальным логистическим обеспечением. Но запас прочности ещё позволяет им держать оборону и «огрызаться» (пытаться наступать) на некоторых участках фронта. Вместе с тем у них нет возможности проводить широкомасштабные операции и маневры, на это нет ни войск, ни техники, да и желания. Думаю, что та тактика, которая применяется Вооружёнными силами Украины: разрушение логистики и принуждение к «доброй воле» (выдавливание войск РФ) будет продолжена. У нас есть возможность держать все логистические цепочки в глубине фронта на 80 километров и это «смерти подобно» для успешной обороны агрессора - они критично зависимы от железной дороги, а это не позволяет маневрировать резервами и качественно планировать операции, даже оборонные. Украина победит, но это будет победа, добытая потом, кровью, тяжёлым трудом и ценой больших потерь. Однако для врага это всё будет кратно больше в разы», - резюмировал генерал Ягун.
Самир Ибрагимов