Зурабишвили и российские релоканты: серьезная угроза или излишняя драматизация? Экспертные мнения на Caliber.Az
Бежавшие в Грузию от войны и мобилизации россияне представляют угрозу для страны, поскольку Россия может под предлогом их защиты вторгнуться в республику, заявила грузинский президент Саломе Зурабишвили.
«Мы не можем просто позволить любому количеству русских приехать на территорию Грузии, не зная, кто они. Большинство — это россияне, сбежавшие из сегодняшней России, противники Путина. Но в то же время есть опасность, что это русскоязычное население может быть использовано Россией для интервенции под предлогом ее незащищенности», — сказала Зурабишвили в интервью CNN.
Как полагает грузинский президент, Россия сегодня тестирует решимость и проверяет свою «мягкую силу» — пропаганду, которая осуществляется через приехавших в Грузию россиян. А до этого Зурабишвили призвала внимательно следить за событиями в России. «Наша граница должна быть под строгим контролем в связи с возможными новыми волнами миграции», — написала она в Twitter.
Исходя из вышеизложенного она настаивает на ограничениях в отношении россиян, которые прибыли в страну за последний год. «Непонятно, почему не введены никакие меры и правовые регуляции для массово прибывших в Грузию россиян и в отношении их деятельности, особенно в таких сферах, как здравоохранение, образование или даже покупка недвижимости и неуплата налогов», — заявила президент.
Насколько действительно серьезную угрозу для безопасности соседней страны представляют релоканты из России, много ли может быть среди них агентов влияния и шпионов Москвы? И вообще вероятна ли ситуация, при которой руководство РФ под предлогом необходимости защиты всех этих переселенцев вдруг выдвинет свои войска вглубь Грузии из уже оккупированных Абхазии и так называемой «республики Южная Осетия»? Своими соображениями на этот счет с Caliber.аz делятся известные зарубежные эксперты.
Польский политолог, профессор кафедры изучения Кавказа и Ближнего Востока Варшавского университета Конрад Заштовт не сомневается, что президент Зурабишвили права в своей оценке угроз, связанных с чрезмерным потоком мигрантов из России. «Среди этих людей есть много тех, кто поддерживают российскую агрессию против Украины, просто сами не хотят лично участвовать в войне», - полагает он.
Польский политолог также напоминает, что Россия часто использует своих граждан как один из инструментов гибридной войны. Такое, отмечает он, случалось и в Грузии, и в Украине, где Москва раздавала свои паспорта именно для того, чтобы иметь предлог для вторжения в эти страны. Зурабишвили, считает Заштовт, выражает мнение экспертного сообщества и большинства грузин.
«В то же время грузинское правительство придерживается странной политики в этом вопросе, пропуская в страну всех подряд, но иногда не впуская представителей антипутинской оппозиции. Это говорит о возможных связях правительства «Грузинской мечты» с Кремлем», - делает вывод профессор Заштовт.
Об определенных проблемах, связанных с мигрантами из РФ говорит и эксперт по странам Восточной Европы, журналист «Радио Свобода/Эхо» Кавказа Вадим Дубнов. Он считает само собой разумеющемся, что в бурном потоке людей, который направляется в Грузию из России, могут быть самые разные персонажи. И было бы странно, если бы Москва не попыталась использовать это в своих целях, чтобы внедрить туда «нужных людей».
«Ну, то есть, ровно тех, кого могли бы резонно опасаться в Грузии. Но я бы не стал драматизировать масштабы этой возможной диверсии, потому что есть какие-то действительно стратегические вещи – к примеру, в банковской сфере в один прекрасный день могло бы вдруг оказаться, что достаточно большое количество сконцентрированных активов находится в руках даже не граждан России, а тех людей, которые могут сделать неприятные вещи, допустим, организовать отзыв этих активов или что-нибудь еще. Это действительно создало бы очаги нестабильности в финансовой системе. Возможны подобные вещи и в каких-то других отраслях. Но думаю, во всем этом много излишней драматизации», - указывает Дубнов.
А далее признается в непонимании того, что есть «мягкая сила», «потому что даже если бы это можно было считать неким набором культурных или даже субкультурных продуктов, которые были бы конкурентоспособны и востребованы на местном рынке, то не очень заметно, что такого конкурентоспособного могла бы предложить сейчас Россия».
«Если речь идет, условно говоря, об американском кино или о немецком автопроме, о японских мультфильмах, итальянской кухне, то это в конечном счете все равно является только тем, чем является, и принимать это за некий рычаг какого-то негласного давления или проникновения я бы не стал. Но у России и таких-то ресурсов особо не имеется… Поэтому мне кажется, что визовый режим для россиян – это совершенно нормально, но это такая вещь, которая просто вводится без излишней полемики решением правительства, и особого шума бы не было.
Рассматривать же всё это как некий повод для того, чтобы Россия двинула войска на защиту соотечественников, мне кажется тоже малоубедительным, потому что, как мы знаем, Москве совершенно не требуются никакие соотечественники, поводы или предлоги для того, чтобы двинуть войска, если она сочтет это нужным. Захочет войны – устроит войну, и все эти разговоры о том, чтобы не провоцировать Кремль, мне кажутся достаточно слабыми аргументами. Так что эти заявления госпожи Зурабишвили относятся скорее к внутренней политике, и именно в этом аспекте их нужно рассматривать. Президент вступила в жесткое противостояние с «Грузинской мечтой». Хотя не исключаю, что визовый режим для граждан РФ в Грузии будет через какое-то время введен», - резюмировал российский эксперт.