Автомойка «Вымой сам»: апогей индустриального краха Армении
Несмотря на отчаянные попытки придать импульс заглохшей армянской промышленности, ситуация в республике меняется лишь в худшую сторону. Согласно недавнему отчету Центробанка Армении, практически весь объем государственных льготных кредитов на модернизацию предприятий был «списан» по разным статьям. Нет новых инвесторов в армянских свободных экономических зонах, а в погрязшую в судебных разбирательствах СЭЗ в Мегри и вовсе не удалось привлечь ни одного резидента. Попытки правительства возродить кожевенное производство также бесперспективны, несмотря на принятый на заседании правительства запрет на экспорт сырья.
Ключевая проблема армянской экономики связана с неуверенностью местного бизнеса и внешних инвесторов в стабильности политической системы страны и эффективной работе государственных институтов, в долгосрочной перспективе. Сегодняшняя плачевная ситуация в промышленности, отсутствие портфельных инвесторов, нежелание бизнеса реинвестировать прибыли в модернизацию и расширение своих предприятий – все это наследие многолетней агрессивной внешней политики прежнего руководства, а также дилетантского подхода к экономике нынешних «цветных» властей.
О печальных последствиях этого авантюрного курса можно судить и по статистике Центробанка в опубликованном на днях «Отчете о стабильности финансовой системы в 2020 году». Так, из $195 млн льготных госкредитов, выданных армянскому бизнесу в минувшем году в рамках антикризисной программы, свыше 92,2% средств было израсходовано на выплату зарплат, коммунальные расходы, закупку сырья и налоговые выплаты. Все перечисленные способы расходования займов бесперспективны в инвестиционном плане, но крайне удобны для последующего «списания» выданных государством средств. Как следует из отчета, кредиты практически не использовались для покупки нового оборудования или расширения производства, тем самым не была достигнута главная цель – обеспечение посткризисного возрождения экономики в 2021 году.
Такие итоги совсем не удивительны, ведь вложения в промышленность требуют политической стабильности, открытости соседних рынков, наличия удобной логистики, доступ к сырью и комплектующим – где всему этому взяться в Армении с ее внутриполитическим коллапсом и закрытостью границ с соседями?
Армения по-прежнему носит статус транспортного и экономического тупика Южного Кавказа, поэтому все попытки привлечь новых портфельных инвесторов в сформированные в стране три свободные экономических зоны (СЭЗ), по сути, безрезультатны. В созданных достаточно давно двух СЭЗ – «Альянс» и «Меридиан» - до сих пор вложено всего $16,2 млн, и за последние годы не удалось привлечь ни одного резидента с серьезным индустриальным замыслом. А сравнительно новая СЭЗ «Мегри», на которую режим Никола Пашиняна возлагал столько надежд с оглядкой на инвестиционные посулы Ирана и России, также не смогла привлечь ни одного резидента. Оно и неудивительно, вокруг зоны «Мегри» уже третий год бушуют судебные процессы в связи с незаконно отчужденными земельными участками. В результате вся территория СЭЗ «Мегри» ограничена 1,7 гектарами и помимо недостроенного административного здания, здесь не было создано никакой инфраструктуры.
Однако, неудачи с СЭЗ не удручают лидера «цветной» революции: на состоявшемся в четверг заседании правительства Никол Пашинян выдвинул новую идею – в Армении будут возрождать угасшую кожевенную промышленность, и в качестве первого шага принято решение «О введении временного запрета на экспорт ряда товаров из Армении». Речь, в частности, идет о запрете на вывоз кожевенного сырья, с целью обеспечения сырьевой базы местного производства. На самом деле этот запрет направлен на ограничение вывоза сырой кожи в Турцию, куда все последние годы вывозились шкуры животных и полу-обработанное кожевенное сырье.
Абсурдность такого решения очевидна, если учесть, что в Армении нет полного цикла по выделке кожи и бездействуют оставшиеся от СССР обувные предприятия. Производство обуви и кожаных изделий в республике велось в маленьких цехах кустарными методами, причем с использованием готовой кожи и полуфабрикатов, импортируемых из той же Турции и Ирана. Теперь, когда на торговлю с Турцией введено эмбарго, поставки комплектующих крайне затруднены. Тем не менее, в армянском правительстве не задались резонным вопросом, что будут делать армянские цеховики с массой необработанного кожевенного сырья, если в стране нет современных заводов для ее выделки? И как запрет на экспорт повлияет на фермеров, лишившихся стабильных валютных доходов?
Своего рода символом краха индустриальных перспектив Армении служит бездействующий уже десятилетие обанкротившийся химический холдинг «Наирит». Сегодня на ржавеющем и разваливающемся химпредприятии работает только автомойка с символичным название «Вымой сам».
В Армении с ее ущербной экономикой уже давно привычны к таким поворотам, и про брошенный химзавод никто бы не вспоминал, если бы не одно «но». В силу отсутствия финансирования расположенный в Ереване комплекс «Наирит» никем не охраняется, здесь периодически расхищаются остатки оборудования и сырье, но хуже всего - завод представляет огромную экологическую опасность для столичных жителей. Как выяснилось в ходе недавних проверок здесь разрушаются склады с веществами высокой степени опасности, которые без надлежащего контроля могут самовоспламениться или взорваться.
Будучи не в состоянии решить проблемы «Наирит», в ходе вчерашнего заседания, правительство ограничилось постановлением - оплатить задолженности перед МЧС, чтобы возобновить контроль над опасным веществами на складах.
Хазар Ахундов